Джиу Джитсу техника болевых приёмов. Виды захватов палочек, техники моллера и гладстоуна Ютуб захваты и удерживание пальцев и кисти

Различные методы и теории барабанного искусства, которые развиваются уже на протяжении многих лет, особенно касающиеся того, как мы держим барабанную палочку, – это результат целых поколений проб и ошибок, и они предлагают нам бесчисленные способы отточить свое мастерство, в то же время максимально расширив свои физические возможности. Надеемся, что представленный здесь разбор основных разновидностей захвата палочек поможет набить руку (извините за каламбур) как начинающим, так и опытным барабанщикам. Изучите каждую из этих техник, возьмите на вооружение преимущества, которые каждая из них предлагает, и используйте их для развития и углубления собственного уникального стиля и техники. Кто знает? Быть может, вы изобретете совершенно новый захват, который внесет революцию в барабанное искусство, но сначала не повредит повторить азы.

Существует парочка принципов, которые являются фундаментальными практически для любого известного захвата и любой техники постановки рук. Прежде всего, настоятельно рекомендуем вам учиться держать палочку во время игры расслаблено. Конечно, до разумных пределов, а иначе вашим товарищам по группе придется надевать защитные очки, когда они рядом с вами; но тем не менее захват должен быть достаточно свободным, и тогда эта техника сможет творить чудеса. Пресловутая "мертвая хватка" полезна лишь тогда, когда нужно что-то насмерть угробить, в данном случае – ощущение и грув, не говоря уже о сухожилиях и нервах ваших рук.

Бытует мнение, что тендинит [дистрофия тканей сухожилия – прим. сайт ] у барабанщиков вызывается, главным образом, длительными повторяющимися движениями, свойственными драммингу, однако он в значительной мере может быть усугублен и из-за чрезмерно зажатого захвата. Почтенный гуру техники Jim Chapin в своем задушевном видео 1992 года под названием "Speed, Power, Control, Endurance" ("Скорость, мощь, контроль, выдержка") поясняет, что сила захвата должна быть такой, как будто вы держите в руках оперившегося птенчика, – иными словами, сжимать палочку следует ровно настолько, чтобы она не улетела. "Палочка у меня в руке не должна быть как прикованная, – подчеркивает он, добавляя: – Если кто-то тебе говорит: "Без боли нет результата", пристрели его!"

Второй "закон захвата" – правильное использование замка пальцев [англ. finger fulcrum ("точка поворота") – место фиксации палочки пальцами – прим. сайт ]. Замок это ось вращения удерживаемой вами палочки. В обычных обстоятельствах за исключением случаев, когда вы контролируете палочки одними только пальцами, а ваши запястья, руки и верхняя часть туловища остаются неподвижными, словно статуя, – как при скоростном ударе, обрисованном ниже, замок пальцев – лишь один из целого ряда замков, которые работают в совокупности при выполнении удара. Выражаясь техническим языком, все эти оси вращения представляют собой комплексную систему рычагов, в которой задействованы пальцы, запястье, локоть и плечо – а возможно, даже талия. Точное место расположения замка больше всего зависит от применяемого захвата (в большинстве захватов используется либо указательный, либо средний палец), при этом можно четко выделить две категории – "традиционный" захват и "симметричный" захват.

Традиционный захват

Традиционный захват показанный на фото с ведущей рукой в положении американского захвата. Традиционный захват – это выбор де-факто для джазменов и тех, чей опыт опирается на классическую школу.

Традиционный захват, иногда называемый еще "ортодоксальным захватом" (несомненно, это более впечатляющее название, поскольку в нем чувствуется отношение к барабанному искусству как к религии), – это живое свидетельство былой исторической роли барабанщика в обществе, когда он являлся хранителем порядка на поле боя и служил главным звеном коммуникации между солдатом и командиром. С небрежно перекинутым через плечо маршевым барабаном военному барабанщику прежних времен необходимо было сохранять полную маневренность, чтобы уверенно выполнять свою работу. Это достигалось за счет ношения барабана под углом 45 градусов, так чтобы кожа мембраны была обращена к ведущей руке. В результате, чтобы приспособиться к этому углу, для второй (не ведущей) руки развился уникальный нижний захват, который и по сей день сохраняется в мире барабанщиков, надолго пережив свое первоначальное назначение.

Cлегка согните безымянный палец и мизинец и положите передний конец палочки на основание ногтя безымянного пальца. И наконец, опустите на палочку указательный палец так, чтобы он перекрещивался с большим пальцем, и закройте захват. Главное ударное движение при ударе традиционным захватом требует вращения запястья по направлению внутрь, как если бы вы поворачивали круглую дверную ручку (по часовой стрелке левой рукой, против часовой стрелки – правой).

Согласно специалисту по истории барабанного дела Sanford A. Moeller’у, для ведущей руки у барабанщиков времен Гражданской войны использовался так называемый "античный захват", при котором мизинец фиксировал комель палочки в кисти, образовывая замок, в то время как другие пальцы сохраняли лишь слабый контакт с палочкой, а большой палец размещался под ними, наподобие того, как держат бейсбольную биту.

Если говорить о практичности, сторонники традиционного захвата настаивают, что он способствует исполнению более тихих пассажей, в то время как критики заявляют о его неполноценности в том плане, что ему недостает мощи для удара. Ярким исключением из этих общих точек зрения является мнение Stewart Copeland’а. В интервью с Rolling Stone 1997 года Copeland клянется в верности традиционному захвату, заявляя о его непревзойденной мощи и сопровождая свои слова "анатомическим" пояснением: "Вся суть использования традиционного захвата состоит в том, что это наиболее эффективный способ использовать вашу руку, чтобы бить в барабан. С традиционным захватом вы можете бить в 50 раз сильнее, чем с симметричным. Симметричный захват не дает вам мощи: при симметричном захвате вы используете только мышцы верхней части предплечья вместо того, чтобы использовать большие мышцы нижней его части, как при традиционном захвате. Таким образом, вы можете получить гораздо более сильный удар". С тех пор Copeland неоднократно подтверждал свою позицию на этот счет. Среди других современных приверженцев традиционного захвата – такие музыканты, как Steve Gadd, Lenny White, а также недавно обращенный в "ортодоксальную веру" Neil Peart.

И все-таки, со всеми ярыми критиками и защитниками, традиционный захват, несмотря на то, что в последнее время его пытаются применять и в рок-музыке, остается предпочитаемым захватом джазменов по всему миру. Кроме того, он, похоже, давно и прочно обосновался в высокопрофессиональных маршевых подразделениях барабанщиков и горнистов – дальних "потомках" военных барабанных подразделений, от которых они и берут свое начало. Именно благодаря этой связи с подразделениями барабанщиков и горнистов традиционный захват прочно ассоциируется с классическим изучением рудиментарной игры на ударных.

В конечном итоге барабанщики по обе стороны баррикад, кажется, сходятся во мнении, что подлинное преимущество традиционного захвата над любой разновидностью симметричного захвата – это его эстетический внешний вид (что вполне понятно на фоне цветастых тарелок и украшенных графикой барабанных пластиков). Намеренно или нет, но любой из нижеследующих пунктов может подразумевать использование этого захвата: 1) Я испытываю определенное почтение к былым мастерам драмминга и к прекрасной традиции, которую они помогли взрастить. 2) Я люблю и/или играю джаз – либо желаю походить на тех, кто ее любит и/или играет. 3) Я изучал рудиментарную игру на ударных классическим способом.

Симметричные захваты

В противоположность традиционному захвату, вы встретите всевозможные разновидности верхних захватов для ведущей руки, которые, при применении к обеим рукам, известны под термином "симметричный" захват. Они мало что могут сказать с визуальной точки зрения (разве то, что вы, возможно, не были воспитаны на барабанных поединках Buddy Rich/Gene Krupa) и, пожалуй, уделяют большее внимание эргономичному стилю игры. Преимущества очевидны. К примеру, вам не нужно учиться дважды, как держать палочку: обе руки выполняют в точности одну и ту же операцию. Благодаря этому проще достичь стабильного однородного звучания.

Раскройте кисть руки ладонью вверх, поместите в нее палочку, так чтобы головка была направлена в сторону от вас, и закройте ладонь естественным способом, прочно поместив подушечку большого пальца (замок в любой разновидности верхнего захвата) на палочку напротив указательного или среднего пальца. Теперь движение работающей палочки зависит от выбранной вами разновидности верхнего захвата. Подавляющее большинство барабанщиков используют какую-либо вариацию "немецкого", "французского" захвата или гибридную комбинацию того и другого, известную под названием "американского" захвата.

В немецком захвате ладони держим параллельно пластику барабана, так чтобы большой палец помещался сбоку палочки, а тыльная часть кисти руки оставалась плоской. Главное движение удара сочетает в себе в равной степени действие пальцев со сгибанием запястья вверх и вниз. Из-за активного участия внутренних мышц предплечья, используемых в данной технике для резких движений запястьем (и чтобы уважительно поспорить с Stewart Copeland’ом), часто считается, что этот захват обеспечивает более мощный удар.

И наоборот, в французском захвате ладони обращены внутрь, а большой палец помещен непосредственно сверху палочки. Это снимает какую-то часть ответственности с запястья, в результате чего получается удар, который в большей степени зависит от действий пальцев. Считается, что именно роль более мелких мышц ладони и пальцев обеспечивает больше контроля, изящности и скорости в более обширном динамическом диапазоне. В число знаменитых приверженцев французского захвата входят John Bonham, Billy Cobham и Bill Bruford. Также, если вы когда-нибудь смотрели конкурс "Самый быстрый барабанщик в мире", вы отметите, что победители конкурса неизменно пользуются разновидностью этой техники с неподвижным запястьем, когда все зависит только от действий пальцев, что в данном случае мы называем "скоростным ударом" (speed stroke).

В действительности, большой процент барабанщиков не придерживаются строго какого-либо одного их вышеперечисленных захватов. Среди них всегда будут новички и самоучки, которые просто берут палочки и начинают играть, держа их так, как им наиболее удобно. Эти ребята применяют захват, который обычно называется "американским". При этом захвате ладони не обращены ни прямо вниз, ни внутрь, и американскому захвату можно обучаться либо как намеренному сочетанию немецкого и французского захватов с поиском особых преимуществ того и другого, либо в результате отказа от строгих требований (или их игнорирования), связанных с эргономичностью. В конечном счете, американский захват обладает одной важной, положительной особенностью: он носит "инстинктивный" характер и таким образом требует наименьшего количества внимания и тренировки мышц, чем любой другой.

Теперь разберем каждый из симметричных захватов еще раз, но с фото:

Немецкий захват

Ладони держим полностью параллельно пластику барабана, палочки лежат так, что образуют как бы широкий "кусок пирога" над барабаном. Комбинированное использование запястья, пальцев и внутренних мышц предплечья придает данному захвату существенное преимущество в плане мощи.

Французский захват

Ладони повернуты перпендикулярно пластику барабана, большие пальцы лежат на палочках сверху – это французский или "литавровый" захват; локти располагаются ближе к телу, а пальцы имеют больший контакт с палочкой, что обеспечивает более контролируемый и изящный удар.

Античный захват

Малоизвестный захват, хорош разве что для громкости и мало для чего еще – этот захват не особо часто практикуется со времен войны (имеется в виду Гражданская война). Большой палец охватывает палочку снизу, мизинец же исполняет роль "замка", и получающийся в результате удар практически полностью зависит от действий запястья, а такие вещи, как отскок и динамика, так слабы, что проявляются едва заметно.

Техника Moeller’а

Независимо от того, какой захват вы предпочитаете, важно знать две классических школы постановки рук. Первая и наиболее известная из этих методик, впервые разработанная Sanford A. Moeller’ом в начале 20-го века и широко пропагандируемая поздним Jim Chapin’ом, – это прославленная техника Moeller’а. Чаще всего ассоциируемая с немецким захватом, техника Moeller’а делает ставку на развитие скорости рук, мощности и контроля над палочками, а также на полную расслабленность мышц всей руки.

Техника эта достигается за счет освоения особого удара, который многие описывают как сильное "хлёсткое" движение по направлению вниз. За этим хлещущим ударом, обычно акцентированным, затем следует либо один-два неакцентированных "движения вверх" (upstroke), во время которых кисть руки возвращается в исходное положение, попутно ударяя в барабан. Хотя некоторые приверженцы техники Moeller’а твердо придерживаются мнения, что удары при движении вверх (upstroke) должны порождаться только за счет отскока, Chapin практиковал очень специфический подход к индивидуальной артикуляции каждой ноты. Он настаивал, что влияние отскока минимальное и каждому удару требуется уделять столько же усилий, сколько и предыдущему.

Но каким бы блистательным музыкантом ни был мистер Chapin, в плане вербальной артикуляции он несколько менее талантлив, и поэтому самый великий последователь Moeller’а не всегда умел дать внятное объяснение относительно того, что же требуется для овладения данной техникой. Вместо этого самый величайший его дар для нас (помимо коллекции превосходных методических пособий, одно из которых, "Передовые техники для современного барабанщика" , и по сей день считается "библией" по развитию джазовой координации движений) – это то, с каким потрясающим великолепием демонстрирует он эту технику в различных запечатленных на видеопленку ситуациях (некоторые из этих съемок можно найти YouTube, если ввести в поисковой строке его имя). Вам будет полезно просмотреть как можно больше видеоматериалов с этим приятным и непоследовательным человеком, чтобы развить понимание механики, которая лежит в основе техники Moeller’а.

Еще один известный последователь Moeller’а, Dave Weckl, демонстрирует хлёсткие удары на подъёме кисти (upstroke) и несколько более внятно разъясняет их механику в своей видеошколе 2000 года: Dave Weckl, A Natural Evolution – How To Develop Technique ("Dave Weckl: естественная эволюция – как развить технику"). Хотя с виду это похоже на технику и демонстрацию Chapin’а, однако описание Weckl’а отличается тем, что он утверждает: для верного исполнения удар должен зависеть от отскока.

1. Специфичное "хлещущее" движение Moeller’а начинается с поднятия локтя, при этом запястье и пальцы остаются как можно более расслабленными.

2. При опускании локтя предплечье и палочка образуют угол, обращенный вершиной вверх, который предваряет хлещущее движение.

3. Первый удар по направлению движения вниз (downstroke) служит в качестве акцентированной ноты триольного рисунка.

4. Второй удар зависит либо от энергии отскока при первом ударе, либо от намеренного контролирования пальцев, в зависимости от вашей научной школы и/или скорости удара.

5. Третий и последний удар выполняется на движении вверх (upstroke), в то время как локоть поднимается, чтобы начать очередной цикл движений по технике Moeller’а.

Техника Gladstone"a

Вторая школа постановки рук, разработанная на основе уникального стиля игры на ударных, которым владел Billy Gladstone, участник коллектива Radio City Music Hall в эпоху 1930-40 гг, характеризуется существенно меньшей популярностью, чем предыдущая – можно даже сказать, что она малоизвестна – возможно, из-за сравнительно молодого возраста ее именно как методики. Как бы там ни было, техника Gladstone’а может похвастаться целым рядом преданных последователей, практикующих легкую скоростную игру, начиная с некоторых наиболее выдающихся последователей: Joe Morello, Buddy Rich’а и Shelly Manne’а (это лишь несколько имен).

Вступая в некоторые разногласия с техникой Moeller’а, техника Gladstone’а делает ставку на полное совершение отскока и максимизацию энергии, которая уже присутствует в движущейся барабанной палочке. Хотя следует заметить, что обе системы полностью согласуются друг с другом по поводу отказа от какого бы то ни было мышечного напряжения, техника Gladstone’а развивает этот принцип несколько глубже, подчеркивая, что никогда не следует прилагать никаких усилий на то, чтобы поднимать палочку после удара. В итоге действует только ответная реакция при отскоке, и барабанщику остается лишь бить палочкой в барабан как можно быстрее, с силой, достаточной для того, чтобы палочка возвращалась в исходное положение (вспомните, как ведут мяч в баскетболе). Это называется "свободный удар" (free stroke).

Контролируя возврат палочки путем остановки ее на определенном расстоянии от пластика барабана – в низком, среднем или высоком положении, – барабанщик определяет, насколько интенсивной будет динамика следующего удара, который называется "контролируемым ударом" (control stroke). Все это, естественно, выполняется при таком расслабленном захвате, что говорят даже: если палочка периодически не вылетает у тебя из рук, значит, ты делаешь что-то не так.

Jojo Mayer, знаменитый приверженец техники Gladstone’а, в своей продолжительной, высокоинформативной видеошколе "Секретное оружие для современного барабанщика" предлагает великолепную демонстрацию, равно как и описание комбинированного действия запястья и пальцев, которое составляет технику Gladstone’а.

Как бы там ни было, нет двух одинаковых человеческих тел, и поэтому постоянно будут развиваться различные вариации разных техник, чтобы отвечать потребностям постоянно растущей и разнообразной армии барабанщиков. Поэтому, прежде чем ломать голову над тем, становиться ли вам преданным поклонником Moeller’а или же несгибаемым апостолом Gladstone’а, помните, что игра на ударных – это форма художественного выражения, и не существует самого лучшего способа ее осуществления, есть лишь способ, который лучше всего подходит вам.

11175 0

Анатомический и функциональный комплекс руки способствует осуществлению действию захвата. Однако существует не один, а несколько способов захвата, которые можно объединить в три большие группы: собственно захваты, которые можно называть зажимами, захваты с использованием силы тяжести и захваты-плюс-действие. Они не охватывают все возможности руки: кроме захвата, она еще может наносить удары, прикасаться, выражать мысли жестами. Мы их изучим последовательно.


Захват

Собственно захваты или зажимы делятся на три группы: пальцевые, ладонные и центрированные. Они не требуют участия силы тяжести.


Пальцевые захваты или зажимы

Они, в свою очередь, делятся на две подгруппы: зажимы двухпальцевые и зажимы многопальцевые.


А. Двухпальцевые зажимы представляют собой классический пример поллиси-дигитального зажима, осуществляемого обычно большим и указательным пальцами. Они могут быть трех типов, в зависимости от того, является ли оппозиция терминальной, субтерминальной или субтерминолатеральной.

  1. Зажим терминальной или термино-пульпарной оппозицией (рис. 246 и 247) наиболее тонок и наиболее точен. Он позволяет держать предмет небольших размеров (рис. 246) и подбирать очень тонкие предметы, например спичку, булавку (рис. 247). Большой и указательный (или средний) пальцы противопоставляются друг другу оконечностью пульпы и даже, если предметы совсем маленькие (волос), срезом ногтя. Поэтому нужна пульпа эластичная и правильно поддерживаемая ногтем, играющим главную роль в захвате такого типа. Следовательно, этот захват можно назвать пульпо-ногтевым. Этот способ захвата легче всего становится неосуществимым вследствие малейших повреждений руки. Дело в том, что он требует работы всех мышц, так как сгибание доводится до максимума, и особенно целостности следующих мышечных и сухожильных групп, в частности:
    • мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, которая стабилизирует дистальную фалангу в положении сгибания, чем объясняется важность восстановления в приоритетном порядке длинной сгибающей мышцы большого пальца (F.C.P.), если порезаны обе сгибающие мышцы;
    • мышцы flexor pollicis longus, по той же причине, со стороны большого пальца.
  2. Зажим субтерминальной или пульпарной оппозицией (подушечками пальцев) (рис. 248) является самым употребительным. Он позволяет держать относительно крупные предметы: карандаш или лист бумаги. Тест на эффективность субтерминального пульпарного захвата состоит в том, чтобы попытаться выдернуть лист бумаги, зажатый между большим и указательным пальцами. Если оппозиция хорошая, лист выдернуть невозможно. Этот тест, называемый тестом на симптом Фромана, позволяет оценивать силу мышцы adductor pollicis brevis и, следовательно, целостность локтевого нерва, который ею управляет.
    При этом способе захвата большой и указательный (или другой) пальцы противопоставляются друг другу ладонной поверхностью пульпы. Состояние пульпы имеет, естественно, большое значение, но дистальный межфаланговый сустав может находиться в разогнутом положении или даже блокироваться в полусогнутом положении артродезом. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • flexor digitorum superficialis указательного пальца: стабилизация в сгибании второй фаланги Р2 ;
    • сгибающие тенарные мышцы первой фаланги Р1 большого пальца: flexor pollicis brevis, interosseus palmaris primus, abductor pollicis brevis и особенно adductor pollicis.
  3. Зажим субтермино-латеральной или пульпо-латеральной оппозицией (рис. 249): это когда вы держите монету. Этот способ захвата может дополнять собой терминальную или субтерминальную оппозицию, когда обе фаланги указательного пальца ампутированы: захват не такой тонкий, но все же сильный. Ладонная поверхность пульпы упирается во внешнюю поверхность первой фаланги Р1 указательного пальца. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • interrosseus dorsalis primus indicis (чтобы стабилизировать в боковом направлении указательный палец, который, кроме того, подпирается другими пальцами);
    • flexor pollicis brevis, interroses palmaris primus и особенно adductor pollicis, активность которой была подтверждена электромиографией.
  4. Один из двухпальцевых захватов не образует поллиси-дигитального зажима. Это - межпальцевый латеро-латеральный захват (рис. 250), играющий совсем второстепенную роль (например, держание сигареты или любого другого небольшого предмета). Он обычно осуществляется между указательным и средним пальцами, без участия большого. Диаметр взятого предмета должен быть небольшим. Участвуют мышцы interossei (вторая ладонная и тыльная). Хватка слабая и неточная, но весьма полезная, так как людям с ампутированным большим пальцем удается удивительным образом развить эту функцию.


В. В многопальцевых захватах участвуют, кроме большого, два, три или четыре других пальца. Они позволяют держать предмет гораздо крепче, чем при двухпальцевом захвате, который более точен.
  1. В трехпальцевом захвате участвуют большой, указательный и средний пальцы. Он применяется чаще всего. Значительная, если только не большая, часть человечества, которая еще не пользуется вилкой, применяет такие захваты для того, чтобы класть пищу в рот. В этом случае он похож на пульпарный трехпальцевый захват (рис. 251), который применяется для того, чтобы держать в руке небольшой мячик, когда большой палец противопоставляет свою пульпу пульпе указательного и среднего пальцев по отношению к предмету. Для того чтобы, например, писать карандашом (рис. 252), необходим трехпальцевый захват, пульпарный для указательного и большого пальцев и латеральный для третьей фаланги среднего пальца, которая служит опорой, как и дно первой спайки.
    В этом смысле этот захват весьма направленный, и он сродни центрированным захватам, а также захватам-плюс-действие, которые мы рассмотрим позднее, поскольку написание букв является результатом не только движений плеча и руки, которая скользит по столу на своем локтевом ребре и мизинце, но и движений трех первых пальцев, которые задействуют мышцы flexor pollicis longus и flexor digitorum superficialis указательного пальца для осуществления возвратно-поступательного движения карандаша, а также внешние сезамовидные мышцы и вторую мышцу interroseus dorsalis для поддержания карандаша в руке.
    Действие отвинчивания пробки флакона (рис. 253) является трехпальцевым захватом, латеральным для большого пальца и второй фаланги среднего, которые противопоставляются друг другу непосредственно, и пульпарным для указательного пальца, который блокирует предмет на третьей стороне. Средний палец служит упором, опирающимся на безымянный палец и мизинец. Большой палец сильно прижимает пробку к среднему благодаря сокращению всех тенарных мышц; блокировка начинается благодаря мышце flexor pollicis longus и заканчивается под воздействием своей мышцы flexor digitorum superficialis. После того как пробка будет деблокирована, ее отвинчивание продолжится без помощи указательного пальца развертыванием большого и среднего пальцев: сгибание большого пальца, разгибание среднего. Это пример захвата-плюс-действие (см. ниже).
    Если сначала пробка завинчивается не очень туго, захват может быть трехпальцевым пульпарным для всех трех пальцев с движением отвинчивания путем сгибания большого пальца, выпрямлением среднего пальца и сопровождением указательного пальца в абдукции под воздействием мышцы intrrosseus dorsalis primus: еще один пример захвата-плюс-действие.
  2. Четырехпальцевые захваты используются, когда предмет более крупный и его следует крепко ухватить. Тогда захват может быть:
    • четырехпальцевым пульпарным (рис. 254), когда берут круглый предмет, например шарик для пинг-понга. Заметим, что при этом контакт является пульпарным для большого, указательного и среднего пальцев, но латеральным на третьей фаланге безымянного, роль которого состоит в том, чтобы помешать соскальзыванию предмета вовнутрь;
    • четырехпальцевым пульпо-латеральным (рис. 255), как при отвинчивании крышки. Контакт широкий на большом пальце, с участием пульпы и ладонной поверхности первой фаланги, как и на указательном и среднем пальцах; он пульпарный и латеральный на второй фаланге безымянного пальца, который блокирует предмет внутри.
      Охватывание крышки четырьмя пальцами придает спиральное движение второму, третьему и четвертому пальцам, и можно доказать, что результирующая усилий, которые они прикладывают, исчезает в центре крышки, которая двигается параллельно пястно-фаланговому суставу указательного пальца;
    • четырехпальцевым пульпарным поллиси-тригидитальным (большой палец + три пальца) (рис. 256), когда держат в руке уголь для рисования, кисть или карандаш: пульпа большого пальца сильно прижимает, поддерживая, предмет к пульпе указательного, среднего и безымянного пальцев, находящихся в почти полностью выпрямленном состоянии. Такой захват свойственен скрипачу или виолончелисту, держащему в руке смычок.
  3. Пятипальцевые захваты используют все пальцы; при этом большой палец противопоставляется остальным по-разному. Такие захваты обычно используются для хватания крупных предметов. Однако если предмет небольшой, его можно взять пятипальцевым пульпарным захватом (рис. 257); при этом только пятый палец вступает в латеральное соприкосновение. Если предмет будет крупнее, как, например, теннисный мячик, применяется пятипальцевый пульпо-латеральный захват (рис. 258): четыре первых пальца прикасаются всей ладонной поверхностью и почти полностью охватывают предмет; при этом большой палец противопоставляется трем другим, а мизинец препятствует своей внешней поверхностью малейшему соскальзыванию вовнутрь и проксимально. Несмотря на то что этот захват не является ладонным, так как мяч находится больше среди пальцев, чем в ладони, он уже весьма крепок.


Можно упомянуть и другой пятипальцевый захват, пятипальцево-спаечный (рис. 259), когда берут в руку крупные полукруглые предметы, например чашку, «завертывая» ее в первую спайку: сильно вытянутые и широко расставленные большой и указательный пальцы прилегают к ней всей ладонной поверхностью, что требует большой гибкости и нормальных возможностей сдвигания первой спайки. Это невозможно после переломов первой пястной кости или ранений первого межкостного промежутка, когда происходит ретракция этой спайки. Кроме того, чашка поддерживается (рис. 260) средним, безымянным пальцами и мизинцем, которые прикасаются к ней только своими двумя последними фалангами. То есть речь идет о пальцевом, а не ладонном захвате.


«Панорамный» пятипальцевый захват (рис. 261) позволяет брать довольно крупные плоские предметы, например блюдца. Он требует разведения пальцев под большими углами, причем большой палец, занимая крайние положения ретропозиции и разгибания, находится в положении максимальной контроппозиции. Он диаметрально противопоставляется безымянному пальцу (красные стрелки), с которым стягивает дугу в 180°, за которую цепляются указательный и средний пальцы. Мизинец заходит на другое полукружие таким образом, чтобы дуга, лежащая между ним и большим пальцем, была равна 215°; эти два пальца, находясь в положении максимального разведения, «в октаве», как говорят пианисты, образуют с указательным пальцем «треугольный» захват почти правильной формы, а с остальными пальцами - захват «паук», из которого предмет не может выпасть. Заметим, что эффективность такого захвата зависит от целостности дистальных межфаланговых суставов и от действия мышц flexores digitorum profondi.


Ладонные захваты

В ладонных захватах участвует, кроме пальцев, ладонь руки. Они могут быть двух типов в зависимости от того, задействуется ли или нет большой палец.


A. При пальцево-ладонном захвате (рис. 262) ладонь противопоставляется четырем последним пальцам. Это вспомогательный захват, но он часто используется при управлении рычагом или рулем автомобиля. Предмет небольшого диаметра (3-4 см) удерживается между согнутыми пальцами и ладонью, а большой палец в этом не участвует: захват в некоторой степени крепок лишь в дистальном направлении; ближе к запястью предмет может легко выпасть, так как захват не блокирован. Кроме того, заметим, что ось захвата перпендикулярна оси руки и не совпадает с косым направлением ладонной борозды. Этот пальцево-ладонный захват может также использоваться для более крупных предметов, например стакана (рис. 263), но чем больше диаметр предмета, тем менее крепким будет захват.

B. Ладонный захват «всей рукой» или «всей ладонью» (рис. 264 и 265) является силовым захватом для тяжелых и относительно крупных предметов. Старинный и сегодня редко используемый термин «хватка» (poigne) прекрасно подходит для обозначения захвата этого типа и заслуживает возврата в употребление как предпочтительный английскому термину «grasp». Рука буквально обвивается вокруг цилиндрических предметов (рис. 264); ось предмета приводится в направление ладонной борозды, т.е. наклонной, от основания гипотенарного бугорка до основания указательного пальца. Эта наклонность к оси руки и предплечья соответствует наклону рукоятки инструментов (рис. 265) и, к сожалению, приклада стрелкового оружия, которые образуют угол от 100 до 110°. Легко заметить, что легче компенсировать, благодаря ульнарному наклону запястья, слишком большой угол (120-130°), чем слишком малый (90°), так как радиальный наклон гораздо меньше.

Объем схваченного предмета обусловливает силу захвата: он оптимален, если позволяет большому пальцу прикасаться (или почти прикасаться) к указательному. Дело в том, что большой палец образует единственный упор, противостоящий нажиму четырех других пальцев, а его эффективность пропорциональна степени его сгибания. От этого зависит диаметр прикладов оружия и рукояток инструментов.

Форма хватаемого предмета также имеет значение, и поэтому сегодня изготавливают рукоятки с оттисками пальцев.


Необходимыми для этого вида захвата мышцами являются:

  • flexores digitorum superficialis и profondi и особенно interossei: для сильного сгибания первой фаланги пальцев;
  • все мышцы тенарного бугорка, особенно мышца adductor pollicis brevis и мышца flexor pollicis longus: для блокировки захвата благодаря сгибанию второй фаланги.

  1. 1) Если цилиндрический ладонный захват используется для предметов большого диаметра (рис. 266 и 267), он будет тем менее крепким, чем больше будет диаметр предмета. Тогда, как мы уже видели ранее, блокировка будет зависеть от действия пястно-фалангового сустава, который позволяет большому пальцу следовать по директрисе цилиндра, т.е. кругу, самому короткому пути для совершения оборота вокруг него. С другой стороны, объем предмета требует максимальной степени свободы отодвигания первой спайки.
  2. В сферических ладонных захватах могут участвовать три, четыре или пять пальцев. Если в них участвуют три (рис. 268) или четыре (рис. 269) пальца, последний из которых, будучи внутри - либо средний палец в трехпальцевом сферическом захвате, либо безымянный палец в четырехпальцевом сферическом захвате, - приходит во внешнее латеральное соприкосновение с предметом, образующим внутренний упор, поддерживаемый остальными пальцами, а именно, одним мизинцем или мизинцем совместно с безымянным. Этот упор противостоит давлению со стороны большого пальца, а предмет находится дистально заблокирован «крючком» или «крючками» пальцев, вступающих в ладонное соприкосновение с предметом.


В пятипальцевом ладонном сферическом захвате (рис. 270) все пальцы прикасаются к предмету своей ладонной поверхностью. Большой палец противостоит безымянному; вместе они образуют наибольший диаметр, а блокировка захвата дистально обеспечивается указательным и средним пальцами, а проксимально - тенарным бугорком и мизинцем. Захват очень крепкий благодаря участию всех пальцев в виде «крючков» и ладони. Это предполагает одновременно максимальные возможности отодвигания спайки и эффективность мышц flexores superficialis и profondi, обеспечивая соприкосновение всей ладони с предметом. Этот захват гораздо более симметричен, чем два предшествующих, и в этом смысле он является переходным к следующим.


Центрированные захваты

Центрированные захваты создают симметрию вокруг продольной оси, которая обычно совпадает с осью предплечья. Это очевидно в случае с дирижерской палочкой (рис. 271), которая в данном примере является лишь продолжением руки и представляет собой экстраполяцию указательного пальца в его роли указующего. Это необходимо с механической точки зрения при захвате отвертки (рис. 272), которая совпадает с осью проносупинации при завинчивании или отвинчивании. Это также ясно видно в захвате вилки (рис. 273) или ножа, которые лишь дистально продолжают руку в направлении указательного пальца. В любом случае предмет продолговатой формы крепко удерживается в руке ладонным захватом, в котором участвуют большой палец и три последних пальца, а указательный палец играет главную роль в придании инструменту нужной ориентации.

Центрированные или дирекционные захваты используются очень часто. Они требуют полной способности трех последних пальцев сгибаться, полного распрямления указательного пальца, сгибающие мышцы которого должны работать эффективно, а также минимум оппозиции большого пальца, для которого сгибание межфалангового сустава не является необходимым.


Захваты с помощью силы тяжести

Описанные до сих пор способы захвата не требуют наличия силы тяжести: они осуществимы даже в космическом корабле. И наоборот, существуют такие типы захвата, для которых сила тяжести необходима и которыми пользуются на поверхности нашей планеты. Если сила тяжести отсутствует, мышцы атрофируются, но если она больше обычной, как, например, на Юпитере, мышцы должны усиливаться. Для спортсменов это - физический вид допинга, но как неудобно жить в центрифуге!


В этих захватах с помощью силы тяжести рука служит подставкой, как если бы она поддерживала поднос (рис. 274), что предполагает ее способность стать плоской с обращенной вверх горизонтальной ладонью, т.е. мы имеем полную супинацию и отсутствие скрюченных пальцев, что лежит в основе теста официанта, или ее способность образовывать треножник под предметом, который она несет.

Благодаря силе тяжести рука может также вести себя как ложка, т.е. как если бы в нее были насыпаны зерно (рис. 275) или мука или налита жидкость. В этом случае ладонная впадина продолжается впадинами пальцев, плотно сомкнутых друг с другом под воздействием мышцы interossei palmaris, чтобы избежать просыпания (выливания). Большой палец, играющий важную роль в этом действии, закрывает ладонную борозду снаружи: будучи полусогнутым, он прижимается ко второй пястной кости и первой фаланге указательного пальца под воздействием аддуктора. Более глубокая раковина может быть образована соединением двух рук (рис. 276) в форме полураковин, прилегающих друг к другу ульнарным краем, выражая жест приношения.

Для всех этих способов захвата путем поддержки необходима полнота супинации: без нее ладонь, единственная часть руки, которая может образовывать вогнутую поверхность, не может быть направлена кверху, так как замена супинации плечом никак невозможна.

Держание чашки тремя пальцами (рис. 277) осуществляется с помощью силы тяжести, так как окружность чашки зажимается между двумя упорами, образуемыми большим и средним пальцами, и «крючком», образованным указательным пальцем. Такой захват требует высокой стабильности большого и среднего пальцев и целостности мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, третья фаланга которого поддерживает чашку на весу. Мышца adductor pollicis brevis также необходима.

Захваты-крючки с участием одного или нескольких пальцев, применяемые, например, при несении ведра или чемодана или для того, чтобы зацепиться за неровности каменистой поверхности, также используют силу тяжести, противодействуя ей, и также нуждаются в целостности сгибающих мышц, в частности мышцы flexor digitorum profondus, которая может случайно порваться у альпинистов при осуществлении ими определенных захватов.


Захваты-плюс-действие

Уже описанные статические захваты не исчерпывают все возможности руки. Например, она также способна брать. Мы называем такие действия захватами-плюс-действие (РРА) или попросту захватами-действиями.


Некоторые из этих действий являются элементарными, как, например, запуск волчка (рис. 278) тангенциальным захватом большой палец/указательный палец или бросание шарика (рис, 279) резким расслаблением второй фаланги большого пальца под воздействием мышцы extensor pollicis longus; перед этим шарик удерживается в выемке указательного пальца, полностью согнутого мышцей flexor profondus.

Другие захваты сложнее, так как рука совершает действие, направленное на нее саму. В этом случае предмет, поддерживаемый одной частью ладони, подвергается воздействию со стороны другой ее части. Такие захваты-действия, когда рука воздействует сама на себя, неисчислимы; приведем некоторые примеры:

  • Зажигание зажигалки (рис. 280), которое довольно похоже на бросание шарика, когда зажигалка удерживается в выемке указательного пальца и остальных последних пальцев, в то время, как согнутый крючком большой палец нажимает на механизм под воздействием мышцы flexor pollicis longus и тенарных мышц.
  • Нажатие кнопки аэрозольного баллончика (рис. 281): в этом случае предмет удерживается ладонным захватом, а указательный палец, согнутый крючком, нажимает на кнопку под воздействием мышцы flexor profondus.
  • Резание ножницами (рис. 282): кольца надеваются, с одной стороны, на большой палец, а с другой, на средний или безымянный. Главным двигателем является большой палец, как при закрывании ножниц действием тенарных мышц, так и при их открывании мышцей extensor pollicis longus. Если раскрывание ножниц повторяется профессиональным движением, оно может вызвать разрыв этой разгибающей мышцы. Указательный палец направляет ножницы, что является примером захват-плюс-направляющее действие.
  • Прием пищи китайскими палочками (рис. 283), когда одна из палочек остается неподвижной, блокируемой безымянным пальцем в спайке большого пальца, а другая, приводимая в движение в трехпальцевом захвате большой/указательный/средний, образует с первой щипцы. Это, конечно, может служить для европейца хорошим испытанием на ловкость рук, в то время как жители Азии проделывают эту работу бессознательно, научившись есть палочками с самого раннего возраста.
  • Завязывание узлов одной рукой (рис. 284). И в этом случае речь идет о тесте на ловкость рук, которой обладают не все и которая предполагает независимое и координированное действие двух двухпальцевых зажимов: одного, состоящего из указательного и среднего пальцев, действующего латеро-латеральным захватом, и другого, состоящего из большого и безымянного пальцев, осуществляющего поллиси-дигитальный захват, довольно редко используемый. Хирурги применяют похожий метод, более простой, для завязывания узлов одной рукой. Такие многочисленные действия одной рукой весьма часто проделывают фокусники и иллюзионисты, ловкость которых гораздо выше средней и поддерживается каждодневными тренировками.
  • Левая рука скрипача (рис. 285) или гитариста осуществляет мобильный захват плюс действие: большой палец поддерживает гриф («рукоятку») скрипки и, двигаясь, служит противоположной опорой для четырех других пальцев, которые, прижимаясь к струнам, формируют звуки. Это давление на струну должно быть одновременно точным, твердым и модулированным, чтобы создавать вибрато. Эти сложные действия являются результатом продолжительного обучения, и умение их производить должно поддерживаться каждодневными упражнениями.

Каждый читатель может сам открыть для себя все разнообразие захватов-плюс-действие, которые являются самыми отработанными видами работы руки, обладающей всей полнотой своей функциональности, и могут служить тестами на функциональность.


"Верхняя конечность. Физиология суставов"
А.И. Капанджи

Захваты запястья

Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль в этих случаях ощущается именно в запястье, но эффективное использование приемов ограничивает подвижность локтевого, а не запястного сустава. Но чаще все манипуляции производятся непосредственно с запястьем.

В реальном бою схватить и прочно зафиксировать запястье противника бывает непросто. Захваты запястий требуют очень точных и молниеносных движений. Гормоны, выбрасываемые в кровь во время настоящего поединка, значительно притупляют нашу моторику. Кровь и пот на ваших ладонях, сопротивление противника также могут помешать надежно захватить его руку. И все же эти приемы при полноценном овладении ими выручат вас в любой ситуации борьбы.

Наиболее употребимы буквально два-три захвата, но мы рассмотрим разные их виды, чтобы желающие могли пополнить свой арсенал приемов. Для этого я дам и относительно подробные их описания.

Вам удалось захватить кисть противника ладонью сверху (рис. 1). Ваши пальцы обхватывают его запястье, а большой палец прижат к тыльной поверхности кисти. Быстро дерните пойманную кисть по диагонали в сторону, обхватите второй рукой запястье противника снизу (рис. 2). Потяните кисть противника назад, сгибая ее в запястье, а собственные кисти подтяните ближе к себе (рис. 3). Давите на руку противника и поворачивайте корпус, продолжая выкручивать его запястье. Как минимум, противник потеряет равновесие, и тогда заставить его оказаться на земле – только дело техники (рис. 4).

Противник пытается нанести вам удар кулаком. Захватите его кисть и начинайте давить ладонью на тыльную сторону его суставов (рис. 5). Притяните обхватывающую его запястье руку к себе и нажимайте обеими руками вниз, заставляя противника согнуть ноги (рис. 6).

Можно усилить прием, шагнув за спину противника. Во время выполнения захвата подайтесь вперед и поставьте вторую ногу позади выставленной вперед, чтобы не потерять равновесие. Через пару секунд противник упадет на спину (рис. 7).

Поймать кисть противника во время яростной драки бывает очень непросто, однако в ряде случаев он сам может помочь нам, хватая нас. Реальный поединок нельзя вести оборонительно. Нужно атаковать противника до тех пор, пока не победите его или вам не представится возможность скрыться. Если враг оказывается сильнее вас, а биться с ним насмерть сейчас нет резона, то не зазорно и отступить. Отступление – это маневр, а не бегство.

Итак, вы наносили удар в верхнюю часть тела противника, а он схватил ваше запястье (рис. 8). В свою очередь, захватите свободной рукой его запястье и зажмите между двумя своими руками держащую вас руку противника. Поверните локоть так, чтобы он оказался поверх его предплечья (рис. 9). Захватив запястье противника, давите локтем вниз и заставьте его согнуть ноги (рис. 10). Прочно зафиксируйте захват одной рукой и нанесите противнику удар кулаком в лицо (рис. 11).

Прием выполняется также и в том случае, когда противник схватил оба ваших запястья (рис. 12).

Противник блокировал вашу атаку рукой снизу и захватил ваше запястье (рис. 13). Зажмите его кисть свободной рукой, поворачивая, обхватите ее обеими руками. Провернув свою блокированную кисть, захватите противника за предплечье (рис. 14). Потяните его на себя так, чтобы предплечье вывернулось. Локоть противника должен согнуться, после чего вы дожмете его до падения на колени (рис. 15).

Давите на руку противника вниз своей ведущей рукой (рис. 16). Быстро подведя другую руку снизу (рис. 17), захватите его запястье и тяните на себя, одновременно нанеся удар ладонью в голову (рис. 18). Той же рукой бьете в сгиб руки противника (рис. 19) и нажимаете на его запястье, пока его рука не согнется вокруг вашего предплечья. Ухватившись за собственное предплечье, сгибайте запястье противника другой рукой и выворачивайте, пока не заставите сдаться или не повредите ему сустав (рис. 20).

Из этого положения легко повалить противника. Через его плечо давите на его кисть вниз, одновременно развернув свой корпус и навалившись сверху всей тяжестью. Противник потеряет равновесие и упадет (рис. 21).

Сядьте, поставив одно колено на голову противника, а другое – на корпус, чтобы ограничить его подвижность (рис. 22). Потянув кисть поверженного врага вверх, вы сможете повредить ему сустав так серьезно, что он не скоро захочет вновь встать у вас на пути – или вообще никогда.

Противник схватил вас за одежду. Резко опустите свое предплечье на его предплечье, нанеся удар ребром ладони в сонную артерию (рис. 23). Ваши пальцы уходят вниз, на внутреннюю поверхность его локтя. Одновременно захватите кисть противника так, чтобы ваш большой палец оказался между большим и указательным пальцами его руки. Остальные ваши пальцы обхватывают ребро его ладони (рис. 24). Развернитесь на 45° и, потянув локоть противника к себе, выверните его кисть так, чтобы пальцы оказались обращены вверх (рис. 25). Противнику не останется ничего другого, как упасть на колени. И тем открыться для вашего удара (рис. 26).

Этот прием позволяет молниеносно захватить запястье противника, принуждая его освободить ваше.

Противник поймал ваше запястье. Нанесите ему удар ладонью (рис. 27). Быстро подведите ударную руку под руку противника так, чтобы она оказалась поверх вашего запястья. Ваши перекрещенные руки должны касаться друг друга (рис. 28). Потяните их вверх и к себе (рис. 29). Запястье противника будет захвачено, а его рука выпрямлена. Вскиньте обе руки вверх, окончательно освобождая свое запястье и отбивая руку противника (рис. 30).

Если противник захватил запястье одной из ваших поднятых рук, вы можете освободить его, применив предыдущую технику «наоборот». Ударьте противника, как в предыдущем захвате. Отведите вашу ударную руку назад так, чтобы ваше предплечье находилось между вашей кистью и запястьем противника (рис. 31). Уводя свои руки вниз, захватите его запястье (рис. 32). Продолжив движение, вырвите свое запястье из захвата.

Вам удалось двумя руками захватить запястье противника и потянуть его руку на себя (рис. 33). Резко надавите своим предплечьем на его предплечье так, чтобы захваченная рука оказалась прижатой к вашей груди (рис. 34). Повернитесь на 90°, доворачивая кисть противника от себя. От боли он рухнет перед вами на колени (рис. 35).

Противник схватил вас за одежду. Зафиксируйте его кисть так, чтобы ваш большой палец оказался между его большим и указательным пальцами, а остальные обхватывали ребро его ладони. Разверните корпус и ударьте его через руку кулаком в челюсть (рис. 36). Затем удар локтем в его предплечье и давим локтем же вниз, выворачивая кисть противника. Стремясь уменьшить болевые ощущения, он «пойдет» за выворачиваемым суставом (рис. 37). Добейте его еще одним ударом в челюсть (рис. 38).

Вам удалось захватить запястье и локоть противника (рис. 39). Согните их, сделав шаг в сторону (рис. 40). Потяните его руку на себя обеими руками, чтобы захватить запястный сустав, и проведите залом кисти противника (рис. 41).

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

11.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками Пример 1 (рис. 22)Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.Решение (рис. 226 - 22в): при освобождении необходимо развернуться корпусом назад и вправо с

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Хапкидо для начинающих автора Мастер Чой

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

Освобождение от захвата запястья правой руки Противник захватывает запястье вашей правой руки своей правой рукой.Разверните кисть вашей правой руки снизу-вверх по часовой стрелке вокруг запястья правой руки противника так, чтобы ладонь вашей правой руки упиралась об

Из книги Растяжка-расслаблением автора Цацулин Павел

Освобождение от захвата запястья левой руки Противник захватывает запястье вашей левой руки своей правой рукой.Перенесите вес тела на правую ногу. Разворачивая носок левой ноги слева-направо выполните резкое движение левой рукой вправо. Освободившись от захвата

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] автора Петров Максим Николаевич

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Из книги автора

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора

8907 0

Изучение строения и функционального значения отдельных частей кисти и их взаимосвязи люди начали в древние времена. Эти исследования в различных вариантах повторяются и углубляются и в наше время.

Общеизвестно, что анатомо-физиологические особенности руки сложились в процессе труда. Территория проекции кисти в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело. Это не удивительно, если помнить, что во всех видах многообразной человеческой деятельности и повседневной жизни главная роль принадлежит кисти.

Кисть выполняет статическую, динамическую и сенсорную функции. Функция кисти складывается из трех элементов. Вытянутая вперед рука, открытая, с прямыми пальцами служит лопатой, совком; согнутые пальцы — крючком, щипцами. Более сложная функция - захват. «Природа отличила руку человека особливою способностью: управлять взятыми предметами... двигать их по различным направлениям»

1 . При выполнении захвата человек в зависимости от цели движения, от характера объекта (размер, масса, форма, консистенция) образует из кисти новый механизм, создает новые позы. В основе разнообразных движений лежат шесть видов захвата: крючковой, межпальцевой, плоскостной, щипковый, цилиндрический, шаровой (рис. 1, а-е).

Точность, прочность захвата осуществляется не только всеми отделами кисти - пальцами, пястью, запястьем, - но в значительной мере зависит от функции надплечья, плеча, локтя, предплечья. Захватывание и удержание предметов - это сложный двигательный акт, который состоит из ряда подготовительных моментов. Вначале создается удобное для предполагаемого действия положение запястья.

Основное значение запястья Н. И. Пирогов видел в образовании плотного, подвижного свода, соединяющего предплечье, «посредством пясти с главной частью руки - перстами»

2. Расположить, подготовить пальцы к взятию предметов, плотному удержанию больших тел и управлению мелкими предметами - это назначение пясти.


Рис. 1. Кисть.

а - е - виды захвата (крючковой, межпальцевой, плоскостной, щипковый, цилиндрический, шаровой); ж - кисть в состоянии покоя; з - в состоянии действия - функциональное положение,


«Главное орудие взимания и удерживания - ручные персты»

Пальцы осуществляют сгибание, разгибание, приведение и отведение друг от друга. Значительная подвижность их в различных направлениях обеспечивается пястно-фаланговьши сочленениями.

Пальцы, как известно, имеют различную длину, толщину и ширину. Это обстоятельство весьма важно для захвата, так как самый длинный III палец соответствует углублению ладони, а короткие боковые - возвышениям. Благодаря этому обеспечивается скульптурный захват (сочетания различных видов захвата). Соответственно форме пальцев различно и назначение их.

Большой палец действует независимо, III - IV и V склонны действовать в унисон. Указательный палец, хотя и находится рядом с другими, однако более независим в движениях. Этот палец обладает большой ловкостью и тонкой чувствительностью. Им первым начинают захват, его роль особенно важна при щипковом и скульптурном захвате их.

III , средний, палец более массивный и длинный, придает силу и прочность захвату. Длительно удерживать в руке предметы при отсутствии III пальца трудно.

IV, безымянный, палец благодаря развитому осязанию регулирует мышечное чувство, что существенно при работе.

V, мизинец, закрепляет захват, закрывает ладонную чашу, придает устойчивость кисти при движениях по плоскости. При потере мизинца атрофируется гипотенар. При потере безымянного пальца убывает и сила мизинца.

Особую роль играет сильно развитый, подвижный, противопоставляемый всем остальным I палец. Он составляет отличительную особенность человеческой кисти, делает руку человека органом труда. При захвате большой палец обычно служит опорой другим пальцам, прикасающимся к нему своими концами, образует род щипцов. Благодаря большому пальцу человек может управлять взятыми предметами сообразно своим намерениям. Но при утрате антагонистов большой палец становится тем более беспомощным, чем короче культи II-II I - IV и V пальцев.

Противопоставление большого пальца смежным - это сложный акт, при котором I палец должен быть отведен, повернут и согнут настолько, чтобы прийти в соприкосновение со сгибательной поверхностью антагонистов. Выполнение даже самых простых трудовых операций осуществляется в результате многочисленных поз и различных видов захвата.

Для функции кисти имеют значение и ногтевые пластинки, обеспечивающие надежность щипкового захвата, возможность поднимать с гладкой поверхности мелкие предметы. Ногти не обладают чувствительностью, но прикосновение к ним воспринимается рецепторами кожи.

Если какой-нибудь из указанных элементов движения отсутствует или совершается не полностью, захват ограничивается или становится невозможным. Максимум силы захвата и сжатия пальцев в кулак достигается, когда кисть в запястье разогнута дорсально и отведена в лучевую сторону. При этом обеспечивается пассивное натяжение сгибателей и увеличивается их потенциальная сила. Наоборот, при согнутой к ладони кисти человек теряет от половины до 3 /4 силы и быстроты движений. Насколько полезно для функции кисти разгибание в запястье, настолько же невыгодно положение разгибания в пястно-фаланговых и межфаланговых сочленениях. Большой помехой для функции кисти становятся прямые, торчащие, не сгибающиеся, нечувствительные пальцы.

Следует отличать положение кисти в покое от ее активного состояния. Во время отдыха и сна пальцы слегка согнуты, кончик большого пальца направлен к лучевой стороне указательного пальца. Это - физиологическое состояние кисти; оно является результатом сбалансирования нормального тонуса всей мускулатуры кисти (рис. 1, ж). В отличие от него функциональное положение кисти, разработанное Kanavel (1933), отражает ее готовность к действию. Оно характеризуется разгибанием в запястье на 20° при приведении в локтевую сторону на 10°. Пальцы разведены, согнуты в пястно-фаланговых на 45°, в проксимальных межфаланговых - на 70, в дистальных межфаланговых суставах - на 30°. Первая пястная кость - в положении отведения и оппозиции; противопоставленный большой палец согнут в межфаланговом суставе; сгибательная поверхность его дистальной фаланги направлена к мякишам II-III пальцев. Предплечье в среднем положении между пронацией и супинацией. При иммобилизации, если нет особых показаний к специальной позиции, кисти придается функциональное положение (рис. 1, а).

Говоря о функции кисти как рабочего органа, необходимо отметить, что она не существует и не может рассматриваться отдельно от организма - она часть его. Физическое и психическое состояние человека сказывается на функции кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются» и т. п.

Кисть есть не только хватательное орудие, она является тонким органом осязания. Осязательные мякиши ладони и пальцев дают представление о форме, величине, консистенции, температуре, положении и передвижении предметов.

Осязание, так же как и захват, претерпевает различные изменения в процессе труда, то совершенствуясь и развиваясь, то притупляясь. У лиц, выполняющих тонкую работу с мелкими деталями, осязание постепенно все больше дифференцируется вследствие повышения уровня осязательной чувствительности (познавательная чувствительность). Грубая же, тяжелая работа, частые охлаждения и обжигания кожи способствуют ороговению эпидермиса, притупляют осязание.

Следует иметь в виду, что осязание (тактильная, температурная, болевая чувствительность, ощущение степени давления) в каждом движении суммируется с ощущениями положения суставов, степенью мышечного тонуса, скольжения сухожилий во влагалищах. Следовательно, любые движения кисти осуществляются благодаря функции целого ряда сложных «нервных дуг». Нарушение баланса между ними неизбежно приводит к потере гармонии рефлекторной деятельности от чувствительных стимулов, в результате чего возникает «неуправляемая кисть», «оцепеневшая кисть».

Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что она стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что человек не может высказать, где он не находит слов, выражается движением руки - жестом.

Как на лицо, так и на кисть время, труд и перенесенные заболевания накладывают отпечаток. Более того, на лице еще нет морщин, а кисть уже утрачивает выразительность позы, подвижность суставов, блеск ногтей. С возрастом пальцы становятся узловатыми, кожа тыльной стороны кисти покрывается множеством складок, на ней появляются бурые пятна пигмента. Кожа истончается и теряет эластичность; сквозь нее резко выступает расширенная венозная сеть. Атрофия подкожной жировой клетчатки, мышц возвышения большого пальца и мизинца приводит к уплощению ладонной чаши.

При осмотре кисти внимательный глаз может подметить много важного. Своим видом кисть говорит о возрасте, профессии; она может сигнализировать о наличии общих заболеваний и о вредных привычках исследуемого.

Кисть является посредником человека в соприкосновении с внешним миром. Кисть - это орган труда во всем многообразии профессий. Она выполняет волю человека в механических актах и в психических переживаниях. Кисть - орган осязания; у слепых - орган зрения, у немых - орган речи.

Утрата кисти трагична. Гибнет непревзойденный инструмент. Но при этом теряется нечто большее: переводятся в тупик созидательнейшие отделы мозга.

Е.В.Усольцева, К.И.Машкара
Хирургия заболеваний и повреждений кисти

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).



Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).



Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.



Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).



Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).



Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).



Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.



Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).



Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).



Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).



Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).



Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).



Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).



Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).