Как проводить турниры по футболу. Как организовать киберспортивный турнир мирового уровня и справиться с форс-мажорами

«Когда мы обнаружили, что трансляции наших матчей смотрит около миллиона зрителей в месяц – это был уже совсем другой уровень эмоций», – вспоминает Павел Шапкин, совладелец компании UCC. Его компания за три года вышла с регионального на международный уровень, подписала контракт с одним из мажоров из Galaxy Battles, за 2017 год разыграла на своих турнирах ~$300 000, а также подписала контракт с крупнейшим киберспортивным холдингом ESL.

Мы поговорили с Павлом о системе организации киберспортивных турниров, поиске денег для призовых фондов и выходе из форс-мажорных ситуаций.

Интервьюер: Юлия Литвин
Респондент: Павел Шапкин

В UCC сейчас около 50 человек: какие специалисты нужны для организации киберспортивного турнира?

Для организации киберспортивного турнира необязательно, чтобы в компании трудилось 50 человек. Чисто теоретически все могут сделать и один-два человека. Все зависит от масштаба соревнования. Нам для организации высокого уровня чемпионатов хватает 50 человек. В будущем эта цифра вырастет.

Не берусь судить, как у других компаний, но в нашем случае организация чемпионата начинается с обеспечения призового фонда. Далее включается отдел продаж в связке с маркетингом. После того как мы находим партнеров и согласуем список участников, подключается спортивный отдел. Он определяет структуру соревнования, приглашает команды, в общем, создает предварительные договоренности со всеми, кто будет участвовать в этом турнире. Когда готова структура турнира, в игру вновь включается маркетинг, который на эту «рыбу» накладывает рабочие инструменты. Мы вместе с партнерами определяем, как наиболее эффективно продвигать их продукт.

Параллельно с этим нужно позаботиться о студии освещения, которая будет стримить турнир на всех необходимых языках.

Пожалуй, это все. Отдел продаж вместе со спортивным отделом осуществляет взаимодействие с отделом маркетинга и со студией, которая все это будет комментировать. Безусловно, существует несметное количество мелочей и деталей, без которых турнир провалится. Бизнес-процесс по организации турнира в нашей компании включает в себя 30 страниц А4. Подробнее об этом поговорим, когда нас пригласят преподавать.

Чем принципиально отличается организация мероприятия на региональном/российском/европейском уровнях?

В первую очередь, отличается уровень команд, которые играют на чемпионате. Если делать региональный турнир с командами низкого уровня, требования к организации тоже достаточно низкие – к примеру, не очень принципиально, какими будут трансляции. Если же речь идет о крупном международном турнире, то у команд уже есть определенные условия, райдеры. Согласовывается расписание, и это довольно сложно.

В целом чем выше уровень соревнований, тем интереснее его организовывать. Сейчас мы по CS:GO, Dota 2 организовываем турнир, в котором играют команды из топ-10 мира. Эти турниры привлекают огромное количество людей. Когда мы обнаружили, что количество зрителей наших трансляций приближается к миллиону в месяц – мы ощутили совсем другой уровень эмоций, и, что самое важное, это дало в руки и другой уровень ресурсов. Пришло осознание, что компания становится международной. Поэтому крупные турниры, несмотря на все сопутствующие стрессы, вдохновляют невероятно.

Раз уж мы заговорили про стрессы: часто ли возникают форс-мажорные ситуации? Как вы с ними справляетесь?

Самая неприятная ситуация – это когда команды снимаются с турниров. Например, на прошлом нашем чемпионате у одной из команд заболел игрок, ему срочно понадобилась госпитализация, и команда снялась с турнира. Уже есть определенные обязательства перед партнерами, анонсирован турнир и состав участников на всех новостных порталах. Приходится экстренно передоговариваться с партнерами, искать команду на замену. А когда турнир высокого уровня, количество команд ограничено и не так просто найти замену… Но это рабочие ситуации, мы с этим справляемся и идем дальше.

Что-то более стрессовое вспомнить тяжело. Хотя… Недавно мы помогали организовывать турнир на Филиппинах, который проходил на самом крупном крытом стадионе в мире. У него был статус чемпионата мира, и за десять дней до старта его лишили этого статуса. Представьте, какой это мощный удар – у организаторов отняли половину призового фонда ($500 000) и рейтинговые очки, которые начисляются только среди турниров, которые имеют статус мажоров. Несколько крупных команд сразу отказались участвовать. Представляю, какой это стресс, но, несмотря на это, турнир провели. Мы большой командой ездили на Филиппины и помогали организовывать. Из опыта – страшнее этого я еще ничего не видел.

Реально ли получить государственную поддержку в вашем бизнесе?

Да, реально, но, на мой взгляд, это не самая лучшая стратегия. Бизнес должен быть нацелен сам на себя, быть самодостаточным. Все-таки государственная поддержка – это всегда определенные обязательства, часто ограничивающие и тормозящие. Получать государственную поддержку можно, потому что киберспорт работает для молодежи 17-18 лет, а эта аудитория, как никто, важна для государства. Мы даже предпринимали попытки в этом направлении, но отказались, потому что слишком много бюрократии… Если кратко, это несопоставимый уровень расхода сил и результата.

Кто создает призовой фонд? Всегда ли окупаются турниры?

В киберспорте турниры организовываются очень интересно, и та же схема работает в классическом спорте. Сначала анонсируется призовой фонд турнира, и уже потом приглашаются команды. Призовой фонд оплачивается, как вы знаете, после окончания турнира. Что это значит? Это значит, что для бизнеса не обязательно иметь призовой фонд на старте турнира. Это рождает возможности для мошенничества. Поэтому случаи с невыплатами призовых, к сожалению, не редкость. Важно взять обязательства на себя и здраво оценить объемы призового фонда.

Известны случаи, когда компании сначала заявляют призовой фонд, рассчитывая его со временем заработать необходимые деньги, но не справляются. Такие случаи были в России и в мире. Мы знаем, что такое случается, и очень осторожно к этому относимся. К счастью, у нас все хорошо и все призовые фонды выплачиваются без проблем.

Что мешает отечественному геймингу развиваться?

Развитие киберспорта напрямую сопряжено с развитием Интернета. Соответственно, чем лучше в СНГ и России будет развиваться Интернет, чем качественнее будут связь и коммуникации, тем быстрее будет развиваться и киберспорт. Это первый момент.

Второй момент – платежеспособность аудитории. Компания, которая выстраивает бизнес в СНГ, априори работает на рынке с более низкой платежеспособностью клиентов, чем на европейском или американском рынках. Европейская аудитория платежеспособнее российской минимум в 4 раза, а американская аудитория – где-то в 20 раз. Если компании имеют доступ к большим деньгам, они обладают большими ресурсами для собственного развития. Поэтому здесь мы напрямую зависим от экономики региона, и чем лучше экономика в нашем регионе, тем лучше развивается бизнес. Это основной стопор, СНГ-компании не могут быть самодостаточными здесь, в СНГ-регионе. В любом случае для мощного развития важно выходить на западный рынок.

Над каким проектом вы работаете сейчас?

У нас в 2018 году запланировано очень тесное сотрудничество с компанией ESL (это крупнейший киберспортивный холдинг в мире). Он проводит самые крупные турниры, и у нас с ним подписан контракт о глубоком сотрудничестве. Мы на своих турнирах разыгрываем путевки на их чемпионаты. Все турниры, которые проводит ESL, имеют статус чемпионатов мира, мажоров, и сегодня мы создали такие условия, что команды, которые хотят играть на турнирах ESL, могут получить эти слоты на на наших турнирах – то есть выйти через наши квалификации на турниры ESL. Это главная стратегия на следующий год.

Еще в этом месяце мы вместе с нашими друзьями и партнерами впервые вывели на рынок наш продукт: киберспортивную жвачку Energgum. Это жевательный энергетик, работает как Red Bull. Она создана для тех, кому важно держать концентрацию. Также мы планируем создать свой IT-продукт. Подробности пока раскрывать не буду.

Вы участвуете в . О чем планируете рассказать?

Прежде всего, об опыте наших партнеров: как компании, которые с нами сотрудничают, заходили на рынок киберспорта, какие цели они перед собой ставили и каких достигали результатов. Также я расскажу, как эффективно взаимодействовать с киберспортивной аудиторией и у каких продуктов самый высокий потенциал на этом рынке.

Алексей Корнышев рассказал про то, как проходит организация киберспортивных турниров, кто этим занимается и почему больше всего проблем возникает с логистикой.


Кто обычно занимается организацией киберспортивных турниров?

Алексей: Киберспортивные турниры делятся на два типа: коммерческие и некоммерческие. Организацией первых занимаются издатели с помощью специализированных и обычных ивент-агентств. Иногда агентства делают это самостоятельно. На территории СНГ свои и партнерские лиги проводят пять организаций: Starladder , WePlay , GSL , ESL (CIS) , а также объединение двух крупных киберспортивных клубов Na`Vi и Virtus.PRO.

Организацией некоммерческих турниров занимаются энтузиасты всех мастей, от фанатов дисциплины до государственных структур из разряда федераций.


Много ли людей вовлечено в подготовку турнира?

Алексей: На это влияет три фактора: формат (онлайн или оффлайн), трансляция на один из потоковых сервисов и планируемая посещаемость площадки турнира зрителями.

Размер команды напрямую зависит от этих показателей. Например, в World of Tanks онлайн-турнир без трансляции может провести один человек. Тогда как над The Grand Finals 2015 , который проходил в Варшаве, транслировался в интернете и собрал 15 000 зрителей на площадке, работало порядка 300 человек. Это сотрудники Wargaming, подрядчики ESL и задействованные в разных сферах партнеры.

Так выглядит киберспорт со стороны

Сколько длится подготовка?

Алексей: Опять же, все зависит от масштаба мероприятия. Онлайн-турнир из примера выше можно организовать за два часа, тогда как подготовка к The Grand Finals 2015 началась за 10 месяцев до ивента. Тенденция проста: чем больше турнир примет зрителей, тем больше нужно времени. Средний по размерам чемпионат в организационном плане сравним с подготовкой концерта.


В какую сумму обойдется проведение турнира?

Алексей: Организовать обычный онлайн-турнир почти ничего не стоит. Тогда как смета финала на 2 дня и 4 команды выглядит намного внушительнее. Если брать в процентах, то 7,5% бюджета сразу же уходит в призовой фонд. Столько же приходится на аренду площадки на 1000 человек (два дня «под ключ» с сервисом). Выездной броадкастинг (оборудование, зарплата персонала) заберет 25%. Логистика 4 команд и персонала - 10%.

Финал сезона по затратам составит 50% от общего бюджета турнира.

The Grand Finals 2015, Варшава

Нужно ли решать какие-либо технические проблемы при подготовке?

Алексей: С онлайн-соревнованиями все просто. В случае с LAN-турнирами (когда все участники собираются в одном месте, каждый со своим компьютером – прим. ред.) самый большой приоритет и важнейшая техническая составляющая – интернет на площадке с каналом 100/100 Мбит. Также следует заранее позаботиться о «запасе» электричества на конкретное количество ватт, которое рассчитывается исходя из энергопотребления всего оборудования и света. Без этого ничего не получится.

Далее в списке обязательных технических задач у любого организатора оффлайн-турнира идут размеры и возможности застройки площадки, степень удаленности места проведения турнира от городских линий общественного транспорта, кейтеринг и прочие сервисы.



Какие сложности возникают у организаторов?

Алексей: Я бы выделил логистику и поиск правильной площадки. Инфраструктура в СНГ еще только развивается. Найти зал, удовлетворяющий всем требованиям из списка выше, да еще с красивым оформлением и в хорошем состоянии, не так просто.

Здесь есть и свои курьезы. Мы как-то проводили турнир в Нижнем Тагиле. Так вот, местный Дом культуры по своим характеристикам мог посоперничать с аналогичными вариантами в Москве и Минске.

И, конечно, логистика. Это всегда сложно, а обычно еще и дорого. Большинство соревнований интернациональные, поэтому держать в уме приходится уйму вещей, включая визы и паспорта всех участников и игроков.


Кто обычно занимается логистикой?

Алексей: В зависимости от ее объемов выделяется либо отдельный менеджер, либо менеджер, который нанимает логистическую компанию. Последняя организует доставку игроков и персонала. На The Grand Finals 2015 мы так и поступали: людей нужно было везти из Кореи, Китая, США, Сингапура, стран Европы и СНГ.


Пять советов организатору киберспортивного турнира

1. Лучше провести хороший турнир онлайн, чем плохой оффлайн.

2. Участникам нужны честные правила и комфортные условия. Зрителям - шоу и увлекательная борьба на сцене.

3. Выбирайте комментаторов с умом. От них зависит 90% интереса зрителя.

4. Известные команды – главная ценность любого успешного турнира.

5. На профессиональном турнире проводят матчи, а на игровом фестивале – конкурсы. Будьте внимательны.


Дмитрий de1uxe Репин

Участник команды Na`Vi

Дмитрий Репин описал киберспортивный турнир с точки зрения участника: как пройти отбор, какие бывают награды и зачем вообще нужны такие соревнования.


Кто может участвовать в киберспортивном турнире? И обязательно ли нужна команда?

Дмитрий: В основном турниры проводятся для команд. Все-таки, «Танки» – командная дисциплина, и умение слаженно работать очень важно. В самой престижной лиге Gold Series играют 7 на 7. В последнем крупном соревновании – Гранд-финале Wargaming.net League – участвовали «семерки» игроков со всех уголков земного шара.

Конечно, есть и индивидуальные зачеты – турниры для отдельных игроков. Они проводятся на всех крупных соревнованиях и даже на околоигровых ивентах Wargaming.


Как проходит отбор? Должны ли участники платить взносы?

Дмитрий: Взносы платить не нужно:) Скорее, наоборот. При более-менее высоких результатах вы уже сможете получить неплохие призы от организаторов. Для старта понадобится компьютер с «Танками» (ноутбук тоже подойдет) и команда.

На Гранд-финал участники отбирались поэтапно – в течение года проходили отборочные в своих регионах (Gold Series конкретного кластера) и набирали очки. То есть, новая команда сначала играет рейтинговые турниры, попадает в Silver Series, оттуда – уже в Gold.

На последнем этапе можно оказаться, минуя Bronze и Silver Series. Турнир Wild Card – это отличный и быстрый путь «на вершину» для амбициозных команд. На Гранд-финал этого сезона от нашего кластера смогла попасть команда SC6, которая отыграла в Gold Series всего 3 месяца.

Как компания «СпортиКо» организует соревнования по футболу и волейболу для крупных предприятий из разных городов

IT-инструменты, которые использует Виктор Безматерных

  • Пакет Adobe
  • Вконтакте

«Если бы хотел только заработать, а не заниматься любимым делом, открыл бы пивной ларёк», - говорит директор барнаульской фирмы «СпортиКо» Виктор Безматерных. В 2014 году, в самом начале кризиса, он рискнул запустить в Сибири бизнес по организации корпоративных и отраслевых спортивных мероприятий. О том, как компания привлекает на свои турниры российских футбольных звёзд и на сколько корпорации в кризис сократили бюджеты на спорт, Виктор Безматерных рассказал порталу altapress.ru.

Предприниматель из Барнаула, директор компании «СпортиКо» , организующей корпоративные и отраслевые спортивные соревнования по игровым видам спорта (футбол, мини-футбол, волейбол). Образование: Алтайский государственный политехнический университет. Женат.


«Работаем как на качелях»

На самом деле, я оказался вынужден открыть компанию. Работал до этого ровно в такой же московской компании, возглавлял её екатеринбургский офис. По многим причинам мне пришлось расстаться с фирмой и вернуться на родину - в Барнаул. Я не планировал продолжать работать в этой сфере, потому что «поднаелся» организаторских хлопот на предыдущем месте и думал, например, возглавить отдел продаж в какой-нибудь компании, потому что такой опыт у меня был.

Но на прошлом месте работы мне долго не отдавали трудовую книжку, поэтому получить хорошую должность я не мог. Тогда нашёл выход в том, чтобы открыть свой бизнес. В какой сфере работать, выбор не стоял: к тому моменту я наиболее состоялся в организации спортивных турниров. Так и появилась «СпортиКо».

В самом общем смысле - это услуги по организации спортивных мероприятий. Мы реализуем только собственные проекты, к которым у нас лежит душа - отраслевые футбольные и волейбольные одно- и двухдневные турниры, мини-футбольные чемпионаты в городах Сибири. Мы стараемся, чтобы они были организованы на высшем уровне. Например, обязательный пункт - приглашение звезды футбола. У нас на турнирах были Андрей Канчельскис, Евгений Алдонин, Олег Романцев, Георгий Ярцев - имена, которые знакомы каждому даже поверхностно интересующемуся футболом. Это стоит определённых денег, но добавляет престижа нашим турнирам.

На первом этапе не было столько сложностей, сколько сейчас. Мы сделали первый проект в ноябре 2014 года, как раз когда начались кризисные явления в экономике. Но это ещё не ощущалось так сильно, и нам было проще. Дальше компании начали первым делом урезать бюджеты на корпоративные нужды и спортивные мероприятия. Образно говоря, если раньше они тратили на это три рубля, то сейчас - один.

При этом уже ставшие традиционными турниры нам нужно развивать несмотря ни на что. Нам важно проводить их как минимум на том же уровне, и естественно показывать не худшие финансовые результаты. Стараемся, чтобы на турнирах всегда было что-то новое, и многие эти нововведения нелогичны с точки зрения бизнеса - проект может собрать на 100 тысяч рублей меньше предыдущего, но мы вкладываем в его организацию на 20 тысяч рублей больше.

Сейчас бывает, что мы работаем как на качелях: один проект окажется прибыльным, в другом еле сводим концы с концами. Но мы надеемся, что когда ситуация в экономике будет получше, мы будем пожинать плоды того, на чем сейчас набиваем шишки.

«Как так мы стартанули»?

Этот бизнес требует определённых знаний и вложений в последующем, когда нужно развиваться, когда некоторые проекты могут не приносить прибыли. А начать действительно не затратно: «СпортиКо» начался с кредита в 100 тысяч рублей. Нужны были только офис, простейшее компьютерное оборудование и персонал. Основные затраты начинаются одновременно с организацией мероприятия: аренда стадиона, оплата услуг ведущих, фотографов, чирлидеров, приглашение звезды, покупка наград, воды, инвентаря.


Когда мы начали делать первый турнир, у нас на расчётном счёте был ноль. Мы организовали его на те взносы, которые получали от участников. Можно сказать, что шла игра ва-банк, но я всё делал с уверенностью и знанием дела.

Мы предлагали абсолютно новый продукт, были компанией без портфолио, в городе, который находится далеко. Представляю, сколько подозрений могло возникнуть у людей, которым мы предлагали свои услуги. Сейчас иногда думаю: как так мы стартанули?

У нас постоянно работают над проектами два менеджера, есть люди, которые помогают нам в организации мероприятий в других городах. Плюс на каждом мероприятии задействовано 20-30 человек: ведущие, фотографы, чирлидеры, медработники, арбитры. Сейчас всё в основном организуем дистанционно, а приезжаем на место уже непосредственно в день проведения турнира.

Сейчас «СпортиКо» проводит мероприятия в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Сочи. И ни одного в Алтайском крае, где находится сама компания. Мы могли бы проводить турниры и в Барнауле, но это было бы дольше, сложнее и не выгодно. У нас неплохая футбольная инфраструктура, но транспортная доступность, статус города, не позволяют проводить такие турниры как в Новосибирске и Красноярске.

Какие компании сегодня готовы вкладываться в спортивные занятия своих сотрудников? Самые спортивные и самые богатые - топливно-энергетический комплекс. Также неплохо идут на участие в турнирах строители, айтишники. В Москве, где сосредоточены офисы крупнейших компаний, много тратят на спорт фармацевты, медики, банки. У нас участвуют команды от Читы до Минска, были команды из Донецка, из Крыма.

«Если расширяться, то только по географии»

Сейчас в нашем портфолио в основном футбольные турниры и один волейбольный. Посчему возник волейбол? В него играют на многих предприятиях. Это спорт номер два после футбола по распространённости. Нам хотелось разнообразить линейку турниров, плюс в Новосибирске есть замечательное место, на котором можно собрать однодневный турнир.

Это был первый опыт проведения такого турнира. Волейбол имеет свои особенности в плане логистики. Мы даже сами не ожидали, что всё пройдет так гладко. В итоге получили массу положительных отзывов. Теперь думаем, что этот турнир станет постоянным среди ТЭК, несмотря на то, что он оказался не самым финансово успешным.

Было интересно ещё и потому, что в волейбол играют совсем другие люди. Футболисты более креативные, а волейболисты более дисциплинированные и, не в обиду будет сказано, наверное, даже более культурные.

Пока этими видами спорта мы ограничимся. Сейчас большого пространства для маневра у нас нет. Если расширяться, то только по географии. Если бы не кризис, у нас играли бы и другие сферы, например, торговля и банки, тогда можно было бы думать о новых турнирах. Сейчас мы себя сдерживаем. Если были бы команды, мы могли бы проводить и 20 турниров год. Но в данной ситуации нужно сделать так, чтобы доход приносили не 2-4 проекта в год, а побольше.

Пока у нас не было опыта организации спартакиад для каких-то компаний. Но мы и не ставим цели предлагать такие услуги.

Пока не хочется выходить на компании с предложениями организовать для них спартакиаду, но если запрос поступит, возьмёмся и сделаем всё на высшем уровне. Потому что принципы организации везде те же - хоть в хоккее, хоть в лыжных гонках.

Какова средняя цена участия команды в турнире? Она везде разная, потому что мы в первую очередь исходим из числа команда, цены аренды площадки и других расходов, которые несём. В среднем участие в однодневном турнире стоит 40-45 тысяч рублей с команды, участие в чемпионате стоит примерно столько же.

Наш процент, как организаторов, составляет около 30-40% от расходов на турнир. Но нужно помнить, что у нас есть и постоянные расходы - налоги, зарплата, аренда.

Что касается рентабельности: если вы видите, что в турнире участвует 10-12 команд, то мы ничего не заработали, если 14-16 команд и больше, то прибыль есть.