Подготовка к огэ по информатике. Решение задач огэ в среде кумир Как решать 20 задание огэ по информатике

Решение 20.1 задания ОГЭ 2018 по информатике из демонстрационного варианта. Проверяемые элементы содержания: Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение 20.1 задания ОГЭ 2018 по информатике

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
|Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц
|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
|
нц пока слева свободно
вверх
кц
|Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
|Обходим стену.
влево
вниз
|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
|Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
|Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц

Сабитова Д. А., учитель информатики

ГБОУ «Крымская гимназия – интернат для одаренных детей»

Решение заданий открытой части ОГЭ по информатике

Открытый банк заданий ФИПИ

(страница 145)

#Задача 20.1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием « eсли », имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл « пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется лестница. Высота подъема лестницы неизвестна . Сначала лестница поднимается вверх, затем спускается вниз. Высота спуска также неизвестна . Высота и ширина каждой ступени – одна клетка. Робот находится под нижней ступенькой у левого края лестницы.

На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота. Робот обозначен буквой «Р».

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные под ступенями лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения лестницы. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение:

влево

вниз

вправо

нц пока (не сверху свободно) и (справа свободно)

закрасить

вправо

вверх

кц

нц пока (не справа свободно) и (снизу свободно)

закрасить

вниз

вправо

кц

закрасить

Кумир:

использовать Робот

алг

нач

. влево

. вниз

. вправо

. нц пока (не сверху свободно ) и (справа свободно )

. . закрасить

. . вправо

. . вверх

. кц

. нц пока (не справа свободно ) и (снизу свободно )

. . закрасить

. . вниз

. . вправо

. кц

. закрасить

кон

Презентация помогает разобраться учащимся или педагогам с заданием 2 части ОГЭ по информатике с исполнителем РОБОТ. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды - это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится....

Просмотр содержимого документа
«Презентация к ОГЭ по информатике: Решение заданий 20.1 в среде Кумир. Исполнитель Робот.»

ОГЭ по информатике

Решение заданий 20.1 с помощью алгоритмического языка в среде Кумир. Исполнитель Робот.


Исполнитель Робот

  • Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
  • У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы: вверх вниз влево вправо
  • При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно:

вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.


Исполнитель Робот

  • Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
  • Еще четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
  • Эти команды можно использовать вместе с условием «если».

Исполнитель Робот

  • Условие « если » имеет следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.


Исполнитель Робот

  • Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

  • В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо


Исполнитель Робот

  • Для повторения последовательности команд можно использовать цикл « пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

  • Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо


Задание 1

20.1 Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Где-то посередине прямоугольника есть вертикальная стена, разделяющая прямоугольник на две части. В этой стене есть проход, при этом проход не является самой верхней или самой нижней клеткой стены. Точное расположение прохода также неизвестно. Одно из возможных расположений стены и прохода в ней приведено на рисунке.


Задание 1

Напишите для Робота алгоритм, перемещающий Робота в правый нижний угол прямоугольника.

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стены внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма робот не должен разрушиться.


Задание 1

использовать Робот

алг задание 1

нц пока справа свободно

вправо

нц пока справа не свободно

вниз

нц пока справа свободно

вправо

нц пока снизу свободно

вниз


Задание 2

20.1 На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке.


Задание 2

Напишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к ней, независимо от размера стены и начального расположения Робота. Например, для приведенного ранее рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:


Задание 2

использовать Робот

алг задание 2

нц пока снизу не свободно

вправо

влево

нц пока снизу не свободно

закрасить

влево


Задание 3

20.1 На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. От правого конца стены вверх отходит вертикальная стена также неизвестной длины. Робот находится в углу между вертикальной и горизонтальной стеной. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота.


Задание 3

Напишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие заданному условию. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное расположение

Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


Задание 3

использовать Робот

алг задание 3

нц пока снизу не свободно

закрасить

влево

нц пока справа свободно

вправо

нц пока справа не свободно

закрасить

вверх


Задание 4

20.1 На бесконечном поле есть вертикальная стена. Длина стены неизвестна. От верхнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена, и от нижнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена также неизвестной длины. Робот находится в клетке, примыкающей сверху к нижней горизонтальной линии. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота.


Задание 4

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий клетки, расположенные справа от вертикальной стены и снизу от верхней горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного ранее рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное расположение Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


Задание 4

использовать Робот

алг задание 4

нц пока слева свободно

влево

нц пока сверху свободно

закрасить

вверх

нц пока сверху не свободно

закрасить

вправо


20.1 На бесконечном поле имеется прямоугольник из стен. Длина противоположных стен прямоугольника неизвестна. Расстояние между противоположными стенами – не менее двух клеток. Робот находится в одной из клеток, расположенной внутри прямоугольника из стен. Начальное положение Робота неизвестно. Одно из возможных положений Робота приведено на рисунке:


Задание для самостоятельного выполнения

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все внутренние угловые клетки прямоугольника из стен. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное положение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любого допустимого начального расположения Робота.


Использованная литература:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  • Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.: Астрель, 2012
  • Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Ростов-на Дону: Легион, 2012

Тема: «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота(Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

РЕШЕНИЕ

Итак, сначала создаем стартовую обстановку. Переходим в меню: Робот — > Редактировать обстановку

После того, как стартовая обстановка построена переходим снова в меню: Робот — > Редактировать обстановку. Фон сменится на зеленый.

Итак, определим путь движения Робота:

В задании сказано, что

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней

Это означает, что Робот должен передвигаться только с помощью цикла «Пока». Пишем код программы

Для проверки результата обязательно необходимо изменить в стартовой обстановке стены, сделать либо меньше, либо больше. Правильно написанная программа должна работать независимо от размера стены и величины прохода. Например, вышенаписанный код, будет отлично работать с измененной стартовой обстановкой.

Самостоятельная работа

На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится сверху от стены в левом ее конце. На рисунке приведено расположение робота относительно стены (робот обозначен буквой «Р»):


Решение задания 20.2 ОГЭ 2018 по информатике из демонстрационного варианта. Проверяемые элементы содержания: умение написать короткий алгоритм на языке программирования.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.
Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающееся на 4.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
24
14
34
14

Решение задания 20.2 ОГЭ 2018 по информатике

Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:

var n,i,a,min: integer;
begin
readln(n);
min:= 30001;
for i:= 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 10 = 4) and (a < min)
then min:= a;
end;
writeln(min)
end.

Возможны и другие варианты решения.

Для проверки правильности работы программы необходимо использовать
следующие тесты.