Тема работы: Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе. Основные понятия методики обучения физическим упражнениям Можно ли похудеть от зеленого кофе

1

Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. На основе анализа научных данных, дано определение двигательного навыка, описаны стадии его формирования у детей дошкольного возраста. Дополнена и конкретизирована методика формирования двигательных навыков, разработанная А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой. Подробно изложена технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. В ходе экспериментальной проверки определены задачи обучения и продолжительность каждого этапа обучения, выделено соотношение наглядных и словесных методов.Определены задачи каждого этапа обучения движениям: на этапе первоначального разучивания создается элементарное представление о движении, последовательности его выполнения. На этапе углубленного разучивания уточняются детали техники физического упражнения, на этапе закрепления и совершенствования техники навык переносится в подвижную игру, детям предлагаются творческие задания.

дети дошкольного возраста.

физическое воспитание

формирование двигательного навыка

этапы обучения физическим упражнениям

технология поэтапного обучения физическим упражнениям

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с., ил.

2. Семенова Т.А. Формирование осознанности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении физических упражнений. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – Выпуск 2. Том 15. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С 21-24

3. Семёнова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 272 с., ил.

4. Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А.Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх. Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – 199 с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.


Приоритетным направлением работысовременной дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений и перенос их в повседневнуюигровую деятельность.Основным специфическим средством физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения, то есть те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются и тем более не могут подменяться трудовыми или бытовыми действиями, для их формирования необходима система целенаправленного обучения .
Научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии, психологии и педагогики, в том числе работы И.С.Сеченова, П.Ф.Лесгафта, И.П.Павлова, Н,А.Бернштейна, А.В.Запорожца, В.Райха, М.Фельденкрайса, Е.П.Ильина и др. подтверждают, что обучение человека движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять. Затем, в результате многократных повторений, к двигательному навыку.
Специалистами в области физического воспитания детей дошкольного возраста (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и др.) разработаны основы методики поэтапного формирования двигательных навыков. Однако, как показывает практика работы дошкольных образовательных организаций Москвы и Московской области, воспитатели не владеют данной методикой, не используют потенциальные возможности движений для всестороннего развития личности ребенка.Педагоги в основном прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию детей, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения .
Данное обстоятельство позволило выделить противоречие между несоответствием состояния развития теоретических положений науки о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой. Разрешение данного противоречия составило цель исследования - разработать технологию поэтапного формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процессформирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Задачи исследования:
  • изучить научную литературу по проблеме формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста;
  • разработать технологию поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям и апробировать ее в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Теоретическое обоснование технологии поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.
Как показал анализ научной литературы, под навыком понимается автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате обучения, вследствие многократного повторения определенного двигательного действия (Л.П.Матвеев, В.С.Фарфель и др.). По мнению А.Ц. Пуни, автоматизированное действие - осознано по слову. То есть ребенок может объяснить последовательность выполняемого им упражнения и, соответственно, по слову может его выполнить. Исследования Н.А.Бернштейна подтвердили, что правильно поставленное упражнение должно повторять раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи с постепенным уточнением и совершенствованием средства .
Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям опирается на закономерности формирования двигательных навыков и включает три этапа:
I - этап первоначального разучивания двигательного действия;
II - этап углубленного разучивания движения;
III - этап совершенствования техники движения.
Описание технологии поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.
На первом этапе - первоначального разучивания движения-ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов.
Продолжительность первого этапа - одно занятие. В виду того, что первоначальное представление о движении может быть создано только один раз, на следующем занятии будут ставиться уже другие задачи.
На данном этапе необходимо оказать воздействие на все основные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания,активизировать его сознание.
Для этого воспитатель использует разнообразные приемы обучения примерно в такой последовательности.
1) Название упражнения.
2) Слитный показ: правильный, безукоризненно четкий показ образца движения, без каких-либо комментариев. Он выполняется воспитателем от начала до конца, в надлежащем темпе, что позволяет детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.
3) Подетальный показ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение.

В практике работы воспитателя это выглядит примерно следующим образом. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы разучим новое упражнение, оно называется «Карандаш». Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает без объяснения в надлежащем темпе). А теперь посмотрите еще раз и послушайте. Исходное положение: основная стойка - пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Начинаю упражнение с правой ноги. (В данном случае воспитатель осуществляет зеркальный показ, то есть, показывает движения левой ногой). Правую ногу ставлю вперед на носок, в сторону, назад, возвращаюсь в исходное положение. Повторяю те же движения левой ногой: левую ногу вперед на носок, в сторону, назад, в исходное положение. А теперь попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно! Исходное положение: основная стойка, проверьте, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Внимание! Упражнение с правой ноги начинай! Правую - вперед на носок, в сторону, назад, приставили.Теперь левую - вперед, в сторону, назад, приставили.Правую - вперед, в сторону, назад, приставили. Левую... И последний раз... Молодцы, закончили упражнение».
При самостоятельном выполнении движения дети, слушая указания педагога, проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, он уточняет, разъясняет и при необходимости еще раз показывает их.
На данном этапе обучения воспитатель не использует счет (раз, два, три и т.д.), так как он препятствует осознанному выполнению движения. В то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии (вперед, в сторону, назад) и дают представления о движении частей собственного тела (поставить на носок, приставить).
Все эти приемы обеспечивают образование временных связей в коре головного мозга и способствуют сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное упражнение, объединению их в целостный образ с опорой на мышечные ощущения.
Указанные приемы используются, начиная со средней группы детского сада. В младших группах поэтапное обучение физическим упражнениям также применяется, хотя имеет свою специфику. Преимущественно используются игровые приемы, а показ образца движения сочетается с одновременным объяснением воспитателя и активным вовлечением детей в такие же действия.
Выполнение упражнения детьми педагог обязательно сопровождает поощрением, которое способствует созданию эмоционально-положительного отношения ребенка к движению и определяет успех начального этапа формирования двигательных навыков.
На втором этапе - углубленного разучивания движений - решаются задачи уточнения правильности выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенного исправления ошибок и точного выполнения движения в целом.
Продолжительность второго этапа зависит от сложности двигательного действия, например: формирование умения «держать гимнастическую палку хватом сверху» требует меньше времени, чем обучение дошкольников навыку «прыжка в длину с разбега».
Учитывая механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов данного действия и конкретность ощущений от выполняемого движения.
В процессе сознательного повторения движения постепенно развивается дифференцировочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Благодаря указаниям воспитателя, носящим роль тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя.
На данном этапе обучения воспитатель использует разнообразные методические приемы, примерная последовательность их может быть следующей.
1) Название упражнения.
2) Напоминание техники движения.
Необходимо пояснить, что на втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому педагог подбирает методы и приемы обучения в зависимости от сложности выполняемого движения. Простые по содержанию и структуре упражнения воспитатель напоминает, используя только приемы словесного метода, не пользуясь наглядным показом. Более сложные движения целесообразно напомнить, используя показ движения с пояснением.
3) Уточнение деталей техники движения.
4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
В практической деятельности воспитателя движение на этапе углубленного разучивания может быть реализовано следующим образом. После того, как дети займут нужное исходное положение, воспитатель говорит: «Ребята, вспомните упражнение, которое мы выполняли на прошлом занятии, оно называлось «Карандаш». Мы принимали исходное положение - пятки вместе, носки - врозь. Ставили правую ногу вперед на носок, затем в сторону, назад и возвращались в исходное положение. Потом выполняли эти же движения левой ногой». Такое напоминание вызывает в сознании детей образ движения во всей его последовательности, и дети могут выполнить его без показа воспитателя. При этом у них активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить упражнение.
Для уточнения деталей техники, педагог обращает внимание детей на отдельные элементы движения, например: «Будьте внимательны, нога должна быть прямой как карандаш, ноги в коленях не сгибаем». Ввиду сложности данного упражнения, целесообразно сочетать показ движения с объяснением выполняемых действий.
В ходе обучения воспитатель обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий, используя поощрение, например: «Молодцы, красиво стоите, спина прямая, плечи расправлены», или, предупреждая ошибки: «стараемся как можно дальше отставить ногу!»
Воспитатель следит за выполнением упражнения каждым ребенком, для этого он заранее перестраивает их в две колонны. Одна колонна выполняет движение, педагог при этом словом или мягким исправлением позы оказывает индивидуальную помощь отдельным детям. Стоящие в другой колонне дошкольники слушают указания воспитателя и видят практический пример, к которому надо стремиться.
Воспитатель может предложить ребенку вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение «Карандаш». При этом предлагается план: «Вспомни, исходное положение ног, рук; с какой ноги начинается движение; что надо выполнить сначала, что потом; как закончить». Этот прием вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. По словам Н.А.Бернштейна, когда есть точный мысленный план движения, то исполняющей части - мышцам и суставам - гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозгу - аппарате мышления .
На этапе углубленного разучивания используются разнообразные варианты выполнения упражнения:
- изменение исходного положения корпуса, ног, рук.
Например, упражнение «Карандаш» можно выполнять, изменив исходное положение рук: за голову, к плечам, за спину, в стороны, перед грудью и др.
- использование предметов при выполнении упражнения (гимнастической палки, косички, султанчиков, обруча и т.п.).
- смена расположения детей на спортивной площадке (в колонну по два, по три, в две шеренги, в круг, в несколько кругов,свободно, в шахматном порядке, и т.д.).
- изменение места проведения упражнения (физкультурный или музыкальный зал, групповая комната и т.п.).
- выбор формынепосредственной организованной деятельности с детьми (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, индивидуальная работа и др.).
Эффективен на данном этапе прием выполнения некоторых элементов упражнения с закрытыми глазами. При этом мышечные ощущения уточняются за счет исключения контроля зрительного анализатора . Постепенно приобретенные ребенком двигательные навыки закрепляются, стимулируется его творчество и самостоятельность.
Этап углубленного разучивания движения можно считать пройденным, если абсолютно все дети в группе могут выполнить движение осознано, то есть, по слову.
На третьем этапе - совершенствования техники движения - решаются задачи закрепления и совершенствования приобретенного навыка владения двигательным действием, создание условий для применения его в подвижных играх и повседневной деятельности, стимулирование самостоятельности и творчества детей.
На данном этапе ребенок сознательно воспринимает задание, внимание его сосредоточено на качестве движений, так как действия уже автоматизированы. Последовательность методических приемов примерно следующая.
1) Название упражнения.
2) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
3) Творческие задания по выполнению движений.
На этапе совершенствования техники двигательного действия воспитатель говорит: «Следующее упражнение - «Карандаш». Исходное положение - основная стойка, руки на пояс. Исходное положение принять! Упражнение с правой ноги начинай!» В сознании детей по одному названию знакомого им двигательного действия возникает вся его последовательность, и они выполняют упражнение быстро и четко.
Чтобы движения детей при самостоятельном выполнении какого-либо двигательного действия были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами, например: «Правую - вперед на носок!». Отставляя после этого ногу вперед, дети сами говорят: «Вперед». Воспитатель снова говорит: «В сторону», дети продолжают: «Назад» и т.д. .
На третьем этапе педагог может использовать счет, музыку. Экспериментально проверена эффективность приема интонационного варьирования счета для стабилизации навыка, например: «Раз, два, три, четыре. Раз - два, три - четыре. Раз, два, три - четыре и т.п. Раз - два - три - четыре» .
В творческих заданиях ребенку предлагается внести изменение в знакомое упражнение; придумать, как можно его выполнить по-другому: подобрать предметы, изменить исходное положение, выполнить в парах или придумать свое, оригинальное.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что технология поэтапного обучения физическим упражнениям направлена не только на формирование двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств, но и на развитие творчества, раскрытие духовного потенциала детей дошкольного возраста .

Рецензенты:

АнтоноваА.В., д.п.н., профессор, профессоркафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
ЗацепинаМ.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Семенова Т.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16152 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения движениям.

Стадии: ИРРАДИАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИЯ.

1)Первично – ознакомительный этап (этап начального разучивания) – 1раз;

На этапе первоначального разучивания физ упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упр-ие детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

Цель начального разучивания: познакомить ребенка с новым упражнением, создать у него целостное представление о движении и вызвать интерес. На первом этапе педагог пользуется методикой начального разучивания: а) показ образца движения; б) детальный показ образца, сопровождаемый словом; в) совместное выполнение упражнения с детьми.

2)Этап углубленного разучивания (соотв второй стадии навыка) – 2-10 раз;

Воспитатель обращает внимание ребенка на правильность выполнения движения, исправляет технические ошибки; если упражнение простое педагог использует усложнение; Н-р: упражнение Цапля, просто и с усложнением, выполнить знакомое упражнение изменив исходное положение, с использованием спортивных снарядов, изменив темп; увеличив количество повторов и тд.

3)Этап закрепления и совершенствования двигательного навыка; (соответствует третьей стадии) Ребенок выполняет движения автоматизированно (по названию). На этом этапе целесообразно использовать творческие задания, счет, музыку и тд.

Вопрос 38: методика проведения утренней гимнастики, гимнастикт после дневного сна.

Утренняя гимнастика рассматривается как важнейший элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса. Она оказывает оздоровительное влияние на организм ребенка.Утренняя гимнастика проводится ежедневно в утренний отрезок времени в течение 8-10 минут. Местом ее проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната. В теплый период года утренняя гимнастика проводится на участке детского сада. В ее содержание включается вводная, основная и заключительная части. В начале – разминка, затем комплекс из 5-6 упражнений для рук, ног, туловища и в заключении ходьба или малоподвижная игра чтобы восстановить дыхание.Комплекс упражнений для гимнастики составляется на 1-2 недели. В его содержание обычно включаются упражнения, разученные с детьми на физкультурном занятии. В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее включаются 2-3 игры различной степени подвижности или 4-5 упражнений образно-имитационного характера.Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает интенсивность движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей.

После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика . Она облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющие действие. Комплекс гимнастических упражнений после сна имеет две части. Первая часть проводится в постели. Она короткая. Ее задача – помочь ребенку постепенно перейти ото сна к бодрствованию. Затем проводится комплекс оздоровительной и дыхательной гимнастики после сна, который включает выполнение 4х-5 упражнений, хождение по массажным коврикам, ребристой доске солевым дорожкам и т.д.Следует отметить, что все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.

Этапы обучения физическим упражнениям

Последовательность обучения физическим упражнениям

Процесс физического обучения состоит из нескольких этапов. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать следующую последовательность этапов:

· ознакомление;

· разучивание;

· закрепление и совершенствование;

· профилактика и коррекция ошибок.

Упражнение надо показывать до тех пор, пока занимающиеся полностью не поймут технику его выполнения.

Для облегчения восприятия используют замедленный темп выполнения упражнения.

Эффективность разучивания определяется следующими факторами:

· уровнем физической подготовки обучаемых;

· сложностью упражнения;

· педагогическим мастерством преподавателя;

· наличием необходимых условий для выполнения упражнения;

· уровнем мотивации обучаемых.

Этот этап характеризуется постепенным увеличением нагрузки и различными усложнениями.

Этап закрепления можно проводить в форме соревнования для стимуляции максимальной выкладки спортсменов и создания условий для проявления инициативности.

Профилактика и коррекция ошибок - необходимый компонент процесса обучения, направленный на обеспечение безопасности физической деятельности.

Плотность занятия - это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.

Плотность занятий:

Различают 2 вида плотности занятия:

Физическую нагрузку увеличивают постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Существует следующие методы повышения нагрузок:



· непрерывный - начинается с небольшой нагрузки и с каждой последующей тренировкой она непрерывно и постепенно растет. Применяется при небольших сроках обучения и однородном составе обучаемых;

· ступенчатый - на протяжении нескольких тренировок нагрузка неизменна, а затем возрастает. Осуществляется в группах с различным уровнем подготовленности занимающихся;

· волнообразный - заключается в периодических колебаниях величины нагрузки. Сначала она медленно увеличивается от занятия к занятию, затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться. Это позволяет восстановить силы и лучше овладеть техникой выполнения упражнений. Затем все это повторяется на другом уровне.

Процесс обучения. В физическом воспитании, как и в каж­дом учебном предмете школы, главной целью обучения является вооружение учащихся определенными знаниями, умениями и на­выками.

На практических занятиях дети получают минимум необходи­мых знаний о физических упражнениях, об их выполнении. Здесь же они приобретают необходимые умения в выполнении упраж­нений.

Многократное выполнение упражнений приводит к тому, что упражнение воспроизводится легко, свободно, без особого напря­жения, вырабатывается определенный навык в его выполнении. Дальнейшее совершенствование полученного навыка повышает ко­личественные н качественные показатели.

Кроме того, в процессе обучения учитель дает рекомендации по использованию физических упражнений во внеучебное время, в режиме дня.

Так учитель постепенно ведет учащихся к выполнению уп­ражнений, к совершенствованию выполнения н применению упраж­нений в жизни.

Руководящая роль учителя в процессе обучения и активная де­ятельность учащихся создают благоприятные условия для всего педагогического процесса.

Воспитывающий характер обучения. Вооружая уча­щихся доступными знаниями, умениями и навыками в области фи­зического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспита* пию у школьников коммунистической морали.

Рассказывая детям о достижениях и победах советских спорт­сменов, о новых стадионах, бассейнах, дворцах спорта, учитель воспитывает у школьников чувство советского патриотизма, гордо­сти за Родину, за свой народ.


Взаимная помощь при выполнении упражнений и выручка в иг­рах, совместное выполнение поручений учителя воспитывают у де­тей чувство дружбы, товаршц"ества, коллективизма.



Соблюдение правил в играх, хорошее выполнение обществен­ных обязанностей (дежурство, раздача и сбор инвентаря) на уроке способствуют воспитанию честности, добросовестности, ответствен­ности за порученное дело. Преодоление трудностей при выполне­нии упражнений в равновесии, прыжках, лазанье, спусках с гор, а также различных усложнении в упражнениях воспитывает такие ценные качества, как настойчивость, смелость, решительность. Строгое соблюдение установленных правил на уроках, требова­тельность к внешнему виду учащихся, наличие единой формы, об­разцовый внешний вид учителя, хорошее санитарно-гигиеническое состояние мест занятий содействуют воспитанию аккуратности, точности, опрятности.

Четкое ведение урока учителем, выполнение команд, сигналов, распоряжений воспитывают дисциплинированность, выдержку.

Правильная организация урока, целесообразное использование времени на уроке, активность учащихся способствуют воспитанию организованности детского коллектива.

Положительные эмоции, вызванные учителем в результате уме­лого, правильного подбора и проведения упражнений, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение, имеющее решающее значение для всей деятельности учащихся.

Важное значение в процессе обучения имеют принципы и методы обучения.

Принципы обучения. Обучение учащихся физическим упражнениям осуществляется в соответствии с дидактическими принципами советской педагогики.

Систематичность и последовательность при обучении физичес­ким упражнениям. Весь учебный материал преподносится уча­щимся в определенной последовательности и определенном объе­ме. В этом отношении большое значение имеет государственная программа. Материал программы изучается систематически. Но­вый материал увязывается с пройденным, постепенно расширяют­ся и углубляются знания, умения, навыки. Систематичность при обучении достигается правильным планированием учебного про­цесса.

При прохождении программного материала вначале изучаются менее сложные виды упражнений, затем более сложные. Напри­мер, простейшие виды лазанья по гимнастической стенке и ска­мейке в I и II классах подводят к лазанью по канату в старших классах.

В отдельных видах упражнений также соблюдается принцип систематичности и последовательности. От простых, элементарных


упражнений постепенно переходят к более сложным. Так, в обще-развивающих упражнениях от одного-двух элементов переходят к трем-ч"етырем; от упражнений на два - четыре счета к упражне­ниям на восемь - двенадцать счетов, от симметричных, одноимен­ных к асимметричным, разноименным; в прыжках в высоту от произвольного способа к способам «согнув ноги», «перешагива­ние»; в лыжной подготовке от передвижения произвольным спо­собом к одновременному бесшажному ходу и т. д.

Важным также является систематическое нарастание нагрузки как в отдельно взятом уроке, так и от урока к уроку. Это приво­дит к лучшим результатам в физическом развитии детей. Посте­пенное нарастание нагрузки является непременным условием пре­дупреждения травм.

При обучении отдельным упражнениям вначале создаются об­легченные условия, потом условия постепенно усложняются (на­пример, вначале равновесие на полу, затем упражнения на ска­мейке, бревне; передвижение на лыжах по ровной местности, да­лее по умеренно пересеченной и т. д.).

Принцип сознательности и активности учащихся. Процесс обу­чения строится на понимании и сознательном усвоении учащими­ся учебного материала. Для этого учитель разъясняет ученикам значение физических упражнений, учит детей правильному выпол­нению, предупреждая ошибки и исправляя их. Он стремится к тому, чтобы учащиеся понимали весь изучаемый материал, актив­но его воспринимали и переносили по мере возможности в свою повседневную жизнь. Надо, чтобы в результате занятий у школь­ников возрастал интерес к физической культуре, физическим уп­ражнениям, чтобы у них появилось желание заниматься больше и лучше не только на уроках, но и в секциях, участвовать в физ­культурных мероприятиях, упражняться дома.

Учитель в начале каждого урока ставит перед детьми конкрет­ные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти за­дачи и почему так, а не иначе. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это по­вышает активность учеников, их интерес.

Для повышения активности и сознательности учитель приучает детей к посильному анализу происходящего на уроке, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения и самостоя­тельному исправлению ошибок.

Исправление ошибок самими учащимися является выражением сознательности в изучении упражнений.

Выполнение учениками посильных заданий (подготовка мест занятий, инвентаря, построение класса, самостоятельное выполне­ние упражнений) активизирует учащихся, способствует сознатель­ному отношению к делу.

Принцип прочности знаний и навыков. Решающее значение для прочного усвоения знаний и навыков имеет повторение и совер­шенствование в выполнении пройденного материала.


Для выработки прочных навыков упражнения повторяются не только в обычных (привычных) условиях, но и в изменяющихся, усложненных. Совершенствование навыков в выполнении упраж­нений допустимо лишь в том случае, если учащиеся усвоили пра­вильные способы их выполнения. Большое значение для повыше­ния работоспособности организма имеет систематическая трени­ровка, под влиянием которой физические упражнения выполняются легче и лучше и для их выполнения требуется меньшая затрата сил и времени. Прочному усвоению знаний и навыков способству­ет также заинтересованность учащихся.

При планировании учебного материала необходимо предусмат­ривать возможное, ограниченное количество видов упражнений, так как выполнение большого количества задач по многим видам физических упражнений повлечет к распылению внимания учащих­ся, в результате чего они плохо усвоят материал.

Самостоятельное выполнение учащимися изучаемых упражне­ний на уроках и во внеурочное время способствует прочности зна­ний п навыков.

Регулярная проверка и оценка знаний, умений и навыков, вы­явление и поощрение достижений способствуют лучшему усвоению изучаемых движений и действий.

Принцип доступности. Учебный материал по физическому вос­питанию должен быть доступным для усвоения. Однако это не зна­чит, что он должен быть легким.

Легкие упражнения демобилизуют учащихся, ослабляют их внимание и почти не требуют усилий. Трудные, непосильные уп­ражнения приводят к тому, что ученики теряют веру в свои силы. Посильные упражнения стимулируют достижение более труд­ных задач.

В процессе обучения физическим упражнениям следует идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Следуя принципу доступности, необходимо учитывать индиви­дуальные особенности учащихся, состояние здоровья, физическую подготовленность и в соответствии с этим подбирать посильный для них материал.

Принцип наглядности. Для правильного усвоения физических упражнений необходимо непосредственное восприятие их. Это луч­ше всего достигается показом упражнения.

Показ должен быть образцовым, влекущим детей к подража­нию, Но одного показа недостаточно. Поэтому показ необходимо сочетать с объяснениями, обращая внимание учащихся на глаз­ное, на то, что есть общего и что отличает данное упражнение от ранее изученных.

Сочетание показа с объяснением обеспечивает осмысливание упражнения, что необходимо для правильного выполнения. Чтобы лучше и быстрее усвоить упражнения с определенным темпом и ритмом, показ надо сочетать со слуховым восприятием (подсчет,


музыка, метроном). Кроме показа упражнений учителем и уча­щимися, наглядность осуществляется также демонстрацией кар­тин, рисунков, фотоснимков.

Принцип наглядности применяется на всех стадиях обучения: при ознакомлении с новым материалом, а также при совершенст­вовании умений и навыков в выполнении упражнений.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В практике физического воспитания применяется много различ­ных методов и методических приемов обучения.

Методы можно объединить в следующие три группы;

а) словесные (объяснение, рассказ, беседа, распоряжение,
команда, указание);

б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);

в) практические (упражнения, соревнования).

Все многообразие методов и методических приемов находится в тесной взаимосвязи. Применяя их в различных сочетаниях, учи­тель обеспечивает полноценный процесс физического воспитания.

Словесные методы

Объяснение применяется во всех классах школы. Оно раскры­вает сущность упражнения, создает у детей представление о дви­жение (как надо выполнять то или иное движение).

Объяснение должно быть кратким, конкретным, доступным, об­разным и соответствовать уровню развития учащихся.

Это обязывает шире пользоваться образными сравнениями. Од­нако образы должны подбираться правильно, помогая лучшему выполнению упражнений. Например, желая, чтобы дети выполняли подскоки как можно выше, учитель сравнивает их с высоко отска­кивающим мячом: «Давайте прыгать, как мячики»; тихую и мяг­кую ходьбу на полусогнутых ногах учитель сравнивает с поступью кошки: «Идите тихо, мягко, как кошка».

Во время объяснений дети узнают много новых слов: шеренга, колонна, приседание, стоики, гимнастическая стенка, бревно, мат.

К объяснениям надо тщательно готовиться. Их необходимо да­вать правильным, литературным языком, эмоционально, с умест­ным изменением интонаций, ободряюще и настораживая, громко, тихо.

При объяснении сложных упражнений надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они осознанно выполняли их.

Объяснение является одним из основных методов обучения,так как оно дает учашимся наиболее полное представление об изуча­емом материале.

Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой

14 Заказ № №1)5 Я»


игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.

Ценность рассказа как метода состоит в том, что новый мате­риал сообщается в занимательной, повествовательной форме. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала и эффек­тивному выполнению упражнений.

Помня высказывания К- Д- Ушинского о том, что, «...облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами вхо­дим в мир детского мышления»", учитель применяет яркий, образ­ный рассказ при проведении целого комплекса различных упраж­нений.

Тематические рассказы («Пионерское лето», «Режим дня», «День в пионерском лагере», «Экскурсия в лес», «Поездка в поез­де» и др.) способствуют сообщению интересных и полезных све­дений. Учитель во время рассказа сможет ознакомить детей с са­мыми разнообразными упражнениями (построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие, упражнения типа зарядки, игры).

Метод рассказа применяется главным образом в работе с уча­щимися младших классов.

Этот метод очень трудоемкий и требует большой подготовки. Однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.

Требования к рассказу: краткость и образность изложения, вы­разительность, эмоциональность. Рассказ, как правило, всегда со­четается с объяснением.

Беседа проводится в вопросо-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает уча­щихся к высказыванию своих мыслей.

Беседа является удобной формой общения учителя и учащих­ся. Этот метод используется для того, чтобы установить связь пройденного с изучаемым, выяснить, насколько правильно понят детьми изложенный материал, активизировать вниманиеучащихся. Во время беседы учитель лучше узнает детей.

Беседа всегда должна быть целенаправленной, краткой, инте­ресной. Она может применяться во всех начальных классах школы.

Распоряжения и команды. Для руководства учащимися при вы­полнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.

Под распоряжением понимается словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы, но связано с вы­полнением упражнений или других действий учащихся.

1 К. Д. У щ и н с к и й. Избр. пед, произв. М., «Просвещение», 1968, стр. 106-107.


Распоряжения применяются во всех классах школы. В начале обучения в I классе распоряжение является необходимым этапом при подготовке детей к выполнению команд.

К распоряжениям относятся указания учителя о подготовке ме­ста для прыжков, снарядов, инвентаря (мячей, палок, скакалок и др.).

Все распоряжения учителя должны быть ясными и четкими.

Отдавая распоряжения и требуя обязательного их выполне­ния, учитель тем самым воспитывает у учащихся дисциплину и приучает их к организованным действиям в коллективе. Каждое распоряжение должно отдаваться учителем авторитетно и спо­койно.

Под командой понимается распоряжение учителя, которое име­ет определенную форму, установленный порядок его произноше­ния и совершенно точное содержание.

Каждая команда является сигналом к выполнению или прекра­щению действия. Выполнение часто сопровождается подсчетом, регулирующим темп и ритм упражнения. В команде и подсчете имеет значение интонация, при помощи которой выполнение мо­жет стать более выразительным, плавным или отрывистым, сво­бодным или напряженным.

Команды для выполнения упражнений подаются во всех клас­сах школы. В младших классах их мало, в старших больше. Все команды, подаваемые учителем, должны быть едиными по форме, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех учащихся.

При проведении урока надо умело пользоваться распоряжени­ями и командами как для выполнения упражнений, так и для ор­ганизации учащихся. Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и ди­сциплинируют их.

Указания применяются во всех классах школы при выполне­нии упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «На­клоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания мо­гут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одно­му ученику.

Своевременные, уместные указания помогут лучшему выпол­нению упражнений. Указания должны быть краткими, точными, побуждающими к действию, требовательными.

Наглядные методы

Показ упражнения. Среди методов обучения самым доступ­ным является показ. В наглядных методах показ упражнения

занимает ведущее место.

Применение наглядности вообще, а показа в частности необ­ходимо в обучении учащихся младшего возраста.


Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо ор­ганизовать детей и создать условия для наблюдения. Демонстра­ция упражнении должна проводиться с такого места, которое бы­ло бы хорошо видно всем занимающимся. Если позволяют усло­вия, то учителю лучше занять место на возвышении.

Когда упражнение показывается перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если учитель де­монстрирует упражнения во время движения учащихся, то он должен идти им навстречу, а если в кругу, то стоять рядом с учениками.

Показывая упражнения, учитель может находиться в различ­ном положении по отношению к учащимся (лицом, спиной, бо­ком). Например, приседание с выпрямленной спиной, наклоны туловища вперед и назад, поднимание ног вперед и назад лучше показывать, находясь боком к уч"еникам, а упражнения с поло­жением рук за спиной, за головой, повороты налево, направо, кругом надо демонстрировать, стоя спиной к занимающимся.

Иногда учитель, показав упражнение, делает его вместе с детьми, в этом случае он должен стоять лицом к учащимся и вы­полнять его зеркальным способом, т. е. выполнять вправо, если ученики делают влево.

Как правило, упражнение демонстрирует учитель. Показ дол­жен быть образцовым, побуждающим детей к подражанию. Од­нако к показу упражнений можно привлекать и учащихся, кото­рые усвоили упражнения и могут служить примером для осталь­ных. Такой прием положительно влияет на детей. Они видят, что упражнение делает их товарищ, значит, и они сумеют его выполнить. Очень важно перед показом привлечь детей к ак­тивному наблюдению, указав им, на что следует обратить вни­мание.

Обычно упражнения демонстрируются не один раз (это зави­сит от сложности упражнения). Первый показ должен дать об­щее представление об упражнении. По мере усвоения упражне­ния демонстрируются отдельные элементы, детали. Это может быть выполнено учителем или учеником (в это время учитель об­ращает внимание детей на детали).

Показ всегда сочетается с объяснениями. Так как младшие школьники сохраняют большую склонность к подражанию, то, показывая упражнение, лучше сравнивать его с движениями дро­восека, маятника, шурупа, крыльев птицы, ног лошади, шага гу­ся, насоса и т. д. Такой прием облегчает усвоение упражнений, а выполнение его становится эмоциональнее и живее.

Сочетание показа с объяснением бывает в различных вариан­тах:

1) сначала упражнение демонстрируется, потом даются пояс­
нения к нему;

2) сначала упражнение объясняется, потом демонстрируется;

3) демонстрация сопровождается объяснением.


В работе с учащимися младших классов чаще всего применя­ется вначале показ, а затем объяснение. Так же поступает учи­тель и в работе со старшими при ознакомлении их с новым ма­териалом. Объяснение предшествует показу в том случае, если детей необходимо подготовить к наблюдению (чтобы наблюдение было целенаправленным). Это чаще всего бывает при повторе­нии упражнений. Упражнения относительно сложные, состоящие из нескольких элементов (на каждом из которых надо остановить внимание детей), обычно одновременно показываются и объяс­няются.

Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия.

Это могут быть картины, таблицы, рисунки, фотоснимки. Их можно рассматривать на уроке под руководством учителя или самостоятельно, во внеурочное время, если они будут вывешены в классе или зале.

Пособия должны быть красочными, простыми, интересными. Их можно приобрести в магазине или изготовить в школе.

Большое внимание в работе следует уделять предметным ори­ентирам, которые создают реальные условия для выполнения уп­ражнений.

Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель и т. д. Этому во многом помогут предмет­ные ориентиры.

Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, про­тягивают на нужной высоте веревку (ориентир при метании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие це­ли; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежа­ли по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают вере­вочку и т. д.

Подобные предметные ориентиры способствуют более успеш­ному овладению техникой движений. Урок проходит интереснее, эмоциональнее, с большей активностью учащихся.

Практические методы

Упражнения. Основной задачей обучения является формиро­вание у занимающихся прочных навыков в движениях. Чтобы решить эту задачу, необходимо многократное повторение изучае­мых движений.

Планомерные упражнения детей в изучаемых движениях спо­собствуют достижению более высоких показателем физической подготовленности, имеют неоценимое оздоровительное и образо­вательное значение. На первоначальном этапе обучения метод упражнения лучше применять в относительно постоянных усло­виях.


Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой движения и улучшает качество выполнения.

При разучивании движений применяются два метода: в целом и по частям. Они характеризуются тем, что вначале показывает­ся упражнение в целом, без деления на элементы. Затем, по ме­ре освоения основы упражнения (в порядке постепенности),изу­чаются отдельные элементы.

Например, при обучении лазанью по канату вначале показы­вается упражнение в целом. После того как у учащихся создаст­ся представление об этом упражнении, приступают к обучению по элементам (захват каната ногами, перехват рук, подтягивание и т. д.).

Таким образом, на фоне общего, целостного упражнения пе­ред учащимися предстают отдельные его элементы, овладение ко­торыми приведет к правильному выполнению упражнения в целом.

При обучении прыжкам в высоту или в длину с разбега уче­ники также вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка (разбег, толчок, полет, приземление и т. д.). Овладев этими со­ставными элементами, учащиеся переходят к комплексному вы­полнению элементов, а затем к правильному выполнению прыж­ка в целом.

Такая последовательность применяется в обучении всем слож­ным движениям. Учитывая задачи и нормы физиологической на­грузки на организм, нельзя давать учащимся сразу большое ко­личество повторений в выполнении упражнения в целом. Кроме того, частое повторение всего упражнения без необходимого изу­чения элементов его может привести к образованию неправиль­ного навыка, который уже трудно будет исправить.

Чтобы быстрее и лучше овладеть элементами сложного упраж­нения, вначале их надо выполнять в облегченных условиях. Так, при прыжках в высоту вначале рекомендуется прыгать через ве­ревочку (планку), установленную на небольшой высоте, упраж­нения в равновесии выполнять на достаточно широкой опоре и низко расположенном снаряде и т. д. Усложнять условия можно лишь тогда, когда дети будут унеренно выполнять задание в об­легченных условиях. Совершенствовать умения и навыки можно в играх и соревнованиях.

Соревнование как метод совершенствования применяется пос­ле того, как у учащихся образовался некоторый навык. Практи­чески он состоит в том, что во время прохождения учебного ма­териала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся. Например, при проведении бега группами по два-три человека устанавливаются победители забегов; ври проведении прыжков выявляются лучшие прыгуны; во время метания в цель или на дальность - лучшие метатели; при организации и про­ведении игры - команды-победительницы.


Соревновательный метод повышает интерес детей, способству­ет лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей чувства кол­лективизма. Однако нужно учитывать, что соревновательный ме­тод создает известные предпосылки для проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся (победителей).

Пользоваться соревновательным методом надо весьма осто­рожно, так как это снижает точность выполнения упражнения и вызывает большое нервное и физическое напряжение уча­щихся.

Большое напряжение и сильное возбуждение может отрица­тельно сказаться на самочувствии детей, их поведении и на взаи­моотношениях друг с другом. Это обязывает учителей весьма осторожно относиться к использованию соревновательного мето­да на уроках. С учащимися младших классов элементы соревно­вания следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры-эстафеты и др.).

В старших классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам школьной программы. При этом основное внима­ние детей надо сосредоточить на лучших достижениях команды, группы, а не на личных результатах (их следует отмечать без особого подчеркивания).

Исправление ошибок

При выполнении физических упражнений и во время игр уча­щиеся иногда допускают ошибки и нарушают правила. Ошибки бывают общие и индивидуальные. Если ошибка допускается всем классом или большинством учеников, то надо прекратить выпол­нение упражнений и обратить внимание занимающихся на совер­шенную ошибку. При этом объяснение следует сочетать с пока­зом. В том случае, когда среди детей есть такие, которые пра­вильно делают упражнения, желательно, чтобы они показывал» их, а учитель объяснял бы технику выполнения.

Ошибки у отдельных учеников исправляются индивидуально. Учитель, не прекращая работы с классом, подходит к учащемуся, допустившему ошибку, и дает необходимые указания. При вы­полнении упражнений у учащихся бывают различные ошибки. Например, в прыжках у одних детей бывают ошибки в разбеге, у других - в толчке, у третьих - в полете, у четвертых - в при­землении, и т. д. Очень хорошо, если после указания учителя уче­ник перед выполнением задания сам расскажет, на что он дол­жен обратить внимание при повторении упражнения.

1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

1) первоначальное разучивание,

2) углубленное разучивание,

3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа - закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега

По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.

Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям. .


М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22. 3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72. 4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с. 5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: ...

Овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, ...

В условиях семьи. Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности данной проблемы. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СЕМЬИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Д/С №14 «ГНЕЗДЫШКО») В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, ...