Основные принципы тренировки. Темпы выполнения упражнений в бодибилдинге и фитнесе Почему темп настолько важен

1

Взаимосогласованная работа компонентов функциональной подготовленности менеджера отрасли физическая культура и спорт будет осуществляться лучше, если в процессе учебно-тренировочной деятельности применять комплексы упражнений, организованных по принципу дифференцированного подхода и направленных на совершенствование выносливости. Развитие указанных качеств спортивного менеджера является первоочередной задачей для эффективной профессиональной деятельности. Определяя средства физической культуры для создания оптимальной эффективности физического воспитания спортивного менеджера, необходимо учитывать: влияние личностных особенностей студентов, обусловливающие разный эффект от физических нагрузок; многоблочность и гибкость структуры функциональной подготовленности, которая применима при соответствующих изменениях и градациях; вариативность процесса физической подготовки за счет традиционных и дополнительных средств физической культуры; включение в комплекс упражнений самостоятельных занятий, домашние задания по совершенствованию физического состояния. Все эти особенности являются определяющими при формировании упражнений, направленных на совершенствование функциональной подготовленности менеджера отрасли физическая культура и спорт. Ее направленность, кроме совершенствования функциональной подготовленности, включает цель формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

выносливость

дифференцированный подход

физическая и функциональная подготовленность

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методика воспитания). – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 200 с.

3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб. : Питер, 2003. – 544 с.

4. Крушельницкая Я. В. Физиология и психология труда: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 232 с.

5. Селиванова С. Р. Структура функциональной подготовленности менеджера сферы физическая культура и спорт // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www..08.2015).

6. Селиванова С. Р., Сентябрев Н. Н. Оценка эффективности технологии совершенствования функциональной подготовленности спортивного менеджера на этапе обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www..12.2015).

7. Сентябрев Н. Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека: монография. – ВГАФК, Волгоград, 2004. – 142 с.

8. Степанян В. М. Методы профилактики стрессов в практической деятельности менеджера // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 3(13). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. – С. 107-110.

9. ФГОС. Портал Федеральных образовательных стандартов. – http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115812.pdf .

Интенсивность и особенности профессиональной деятельности спортивного менеджера определяют основные требования к работе организма, который должен обеспечивать нормальное течение трудовой деятельности. Для этого специалисту необходимо выдерживать соответствующие нагрузки - физические, нервно-психические и эмоциональные, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нервной системе, т. е. в целом поддерживать оптимальное функциональное состояние .

Особенности функционального состояния спортивного менеджера определяют его отличительный статус от функционального состояния менеджеров других специализаций, значительно отличают его функциональную подготовленность, которая является лишь биологической базой для совершенствования человеческого организма. Это требуется для повышения общей и специальной работоспособности специалиста и составляет основу всех других видов подготовки .

Результаты исследования и их обсуждение

Основной целью формируемого комплекса средств физической культуры и спорта является улучшение и сохранение работоспособности, снижение текущего умственного и физического утомления . При подборе средств мы учитывали ряд важных обстоятельств:

  1. Существующие рекомендации по поддержанию высокого функционального уровня человеку указывают на необходимость систематических физических нагрузок в среднем трижды в неделю. Основное направление используемых комплексов физических упражнений - развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем (упражнения аэробной направленности).
  2. Ведущая роль должна принадлежать цикличеким упражнениям умеренной интесивности, что обусловлено удобством дозирования и контроля нагрузки, что делает их применение безопасным. Такие упражнения не повышают эмоциональное напряжения, а наоборот могут способствать релаксации.
  3. У тренированных людей процесс восстановления психологического состояния происходит значительно быстрее, чем у людей, не занимающихся спортом. Поэтому обосновано применение циклических упражнений (ходьба, бег, плавание) как методов воздействия средств физической культуры на психический компонент функциональной подготовленности специалиста ФКиС. Улучшающееся при занятиях физической культурой мышечное расслабление способствует снижению психической напряженности и повышению эффективность мышления, улучшает внимание и память . В рассматриваемом аспекте следует отметить, что систематические занятия спортивными играми, единоборствами воспитывают психические качества, необходимые при быстрой смене ситуаций, тактики, быстрая оценка обстановки и принятия решений о дальнейших действиях.
  4. В целях развития у студентов - будущих менеджеров навыков здорового образа жизни, а также самостоятельности в занятиях физической культурой, следует воспитывать в них тягу к ежедневным самостоятельным физическим упражнениям, так называемому активному отдыху, действенность которых проявляется в формировании т. н. «доминанты движения» в коре головного мозга. Известно, что сформированная «доминанта движения» благоприятно сказывается на состоянии мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма .

Комплекс упражнений, формируемых на таких принципах, будет достаточно практичен в связи с отсутствием сложностей его реализации.

Для реализации всех заявленных предпосылок были проведены исследования. На первом их этапе опрос действующих менеджеров ФКиС показал, что регулярно и систематически занимающиеся физической культурой и спортом, обладают повышенной психической, умственной и эмоциональной устойчивостью организма. Многие их них (58,3 %) отмечали, что оптимально дозированной тренировочной нагрузкой являются занятия, проводимые трижды в неделю . Подобная мышечная нагрузка в вузовской подготовке повышает эмоциональный тонус у студентов, создает устойчивое и бодрое настроение, что наиболее благоприятно сказывается на умственной работе и служит средством профилактики переутомления.

Указанные выше теоретические предпосылки позволили выделить основные требования к формируемому комплексу упражнений:

  • многоблочная и гибкая структура функциональной подготовленности, отражающая различные компоненты подготовленности и делающая возможными соответствующие изменения и градации в соответствии с полом и возрастом;
  • контроль за физическим состоянием студентов - спортивных менеджеров;
  • вариативность процесса физической подготовки за счет традиционных и дополнительных средств физической культуры, которая проявляется в различии физических нагрузок и их интенсивности у юношей и девушек на тренировках, в индивидуальных предпочтениях среди нетрадиционных средств физической культуры;
  • использование различных форм проведения занятий: обязательные учебные занятия физической культурой, дополнительные факультативные и тренировочные занятия, самостоятельные занятия физическими упражнениями, домашние задания по совершенствованию физического состояния;
  • материально-техническая база и спортивное оборудование учреждения должны соответствовать требованиям учебного процесса по физической культуре, направленного на формирование оптимальной структуры функциональной подготовленности студентов - спортивных менеджеров;
  • обратная связь между преподавателями и студентами на протяжении реализации комплекса упражнений предусматривает получение и обработку показателей работы ведущих функциональных систем;
  • обеспечение методическими материалами преподавателей физической культуры для реализации предлагаемой технологии совершенствования функциональной подготовленности.

Все это позволило схематически представить средства совершенствования функциональной подготовленности будущих менеджеров отрасли ФКиС (рис. 1). Одной из ведущих идей данного комплекса физических упражнений является то, что подбор, распределение и другие аспекты регламентации направлены на формирование не только специфических двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость), но и на относительно неспецифические компоненты функциональной подготовленности (устойчивость к утомлению). Многие специалисты считают, что оптимальной продолжительностью физических нагрузок и спорта является 10 часов в неделю . Для студенческой молодежи с учетом их учебного распорядка образовательным стандартом из этой нормы учтены лишь 4 часа в неделю . Оставшиеся 6 часов студент должен восполнить самостоятельно, может компенсировать ходьбой, другими занятиями.

Рис. 1. Совершенствования функциональной подготовленности будущего менеджера ФКиС с учётом дифференцированного подбора средств физической культуры и спорта

Комплекс упражнений должен удовлетворять таким требованиям, как: интенсивность упражнений (скорость передвижений и т.д.); продолжительность упражнений и интервалов отдыха, его видов; количество повторений. Важно также учитывать, что, чем ниже мощность используемых циклических упражнений, тем меньше результат зависит от двигательного навыка, а больше от энергетических (анаэробных) возможностей человека. Повышение функциональных возможностей вегетативных систем организма спортсмена в одних упражнениях умеренной интенсивности (например, в ходьбе и беге) положительно сказывается на выполнении других - гребли, плавания и т.п. .

Рационально распределять физическую нагрузку с учетом особенностей изменения уровня работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели, факторов окружающей среды (время года, спортивная база, традиции вуза и другое), состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности:

  • в первом случае корректно организовать занятия ФКиС в середине учебного или рабочего дня, так как этот временной период характеризуется спадом работоспособности организма, а физическая нагрузка - стимул для ее повышения; если остановить внимание на таком процессе как врабатываемость, то логично начинать рабочий день с легких по интенсивности физических упражнений, чтобы ускорить врабатываемость (рационально распределять время следующим образом: до 30 минут общеразвивающие упражнения и бег, затем плавание или игры);
  • для получения большего эффекта занятия спортом следует ставить в начале или конце учебной/рабочей недели (для оптимального эффекта - в начале, середине и в конце недели);
  • имеет смысл, помимо общеподготовительного, профессионально-прикладного и спортивного направлений, учесть в функциональной подготовке менеджеров физкультурно-спортивной отрасли оздоровительно-рекреативное (восстановление) направление (это могут быть туристические походы, экскурсии, подвижные игры), которое влияет на повышение качества жизни и процесса профессиональной подготовки, эффективным средством рационализации соотношений между трудом и отдыхом студентов, организации их досуга, профилактики негативных явлений в молодежной среде.

В дальнейшем, уже в профессиональной деятельности физкультурно-спортивного менеджера рабочие условия более отягощены периодическими изменениями норм рабочего дня, ограничением времени на принятие решений, уровнем ответственности, влиянием внешней среды, стрессогенными факторами. Времени на занятия физической культурой и спортом гораздо меньше, двигательная активность ограничена, и состояние физического и психического здоровья существенно изменяется. В этой связи, наряду с общим освоением средств физической культуры студентами в период обучения, необходимо формировать навык сознательной самостоятельной физической активности и занятий спортом.

Нельзя не отметить влияние пола на физическое состояние наряду с возрастом. Так, известно, что двигательная активность женщин в среднем ниже, чем у мужчин, в среднем на 17-28 % . Женщины, занимающиеся рутинной работой, способны в большей степени подавлять (игнорировать) признаки утомления, женщины-менеджеры в большей степени, чем мужчины той же профессии, подвержены риску ухудшения как психического, так и физического здоровья. Это делает актуальным применение в их профессионально-прикладной подготовке внедрение предложенном нами комплексе средств, так как это поспособствует развитию стрессоустойчивости будущего специалиста ФКиС женского пола. Мужчинам в процессе подготовки требуется применять больше упражнений для улучшения такой способности, как выносливость.

В связи с этими фактами и проведенными ранее исследованиями система совершенствования функциональной подготовленности, а точнее средства физической культуры должны соответствовать возрасту и полу специалиста .

В структуре учебного плана комплекс физических упражнений нужно выстраивать и применять с расчетом того, какие качества и функциональные возможности необходимо совершенствовать. Так как выносливость характеризует общий уровень работоспособности человека и дает возможность противостоять утомлению, следует использовать циклические виды упражнений в образовательном и тренировочном процессе у студентов - спортивных менеджеров.

С учетом этих требований можно составить комплекс упражнений, направленный на тренировку как общей, так и специальной выносливости, при этом совершенствуются двигательные навыки, скоростно-силовые и другие качества студентов - спортивных менеджеров. В таблице 1 представлены некоторые упражнения для курса плавания.

Таблица 1

Учебно-методический комплекс упражнений

для развития выносливости студентов - спортивных менеджеров

Упражнение

Количественные характеристики

Методические указания, организация

Структура учебно-тренировочного занятия №1

Разминка

10 мин. в зале

Легкие упражнения, разогревающие мышцы

Разминка на воде

400 метров комплексное плавание

Интенсивность умеренная. Возможно использование спортивного инвентаря (лопатки)

400 м вольным стилем

Выполнение с помощью ног с доской

Интенсивность умеренная.

400 м кролем на спине

8*50 м с акцентом на технику

Интенсивность умеренная и максимальная каждые 25 метров

200 м вольным стилем

Интенсивность умеренная

Резюме: основная направленность занятия № 1 - овладение/коррекция специальными двигательными навыками, формирование общей выносливости как основного физического качества.

Структура учебно-тренировочного занятия №2

Разминка

10 мин в зале

Легкие упражнения, тонизирующие мышцы

Интенсивность умеренная, 2-3 серии * 8-10 повторений

Равномерное плавание

Не более 15 мин

500 м девушки

600 м юноши

Интенсивность умеренная по всей длине дистанции

Попеременное прохождение дистанции

200 м комплекс девушки : 8 серий по 25 м

300 м комплекс юноши : 12 серий по 25 м.

Смена скоростей и интенсивности через отрезок. 1-й подход скорости максимальна - умеренная, 2-й подход - субмаксимальная-максимальная.

Отдых 1-й подход - 1 мин, 2-й подход - 3 мин.

200 м свободное плавание

Интенсивность умеренная

Резюме : основная направленность занятия № 2 - воспитание общей выносливости, скоростно-силовых качеств.

Заключение

Учитывая все вышеизложенное, для создания оптимального эффекта физическая подготовка специалиста управления физкультурно-спортивной отрасли как система физических средств должна учитывать: индивидуальные физиологические особенности, обусловливающие разный эффект от физических нагрузок: возраст, пол; особенности упражнений (сложность, новизну, эмоциональность) и условий внешней среды (метеоусловия, материальная база для занятий). Целесообразно проводить занятия физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Таким образом, технология совершенствования функциональной подготовленности специалистов в вузе будет эффективной при создании условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием.

Библиографическая ссылка

Селиванова С.Р., Сентябрев Н.Н. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДБОР СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ – СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24303 (дата обращения: 27.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Цель: Определить функциональную подготовленность студентов 1 курса по контрольным тестам.

Задачи:

  • 1) Собрать теоретический материал.
  • 2) Вычислить соотношение роста и веса по Кегле в апреле и в ноябре 2016г.
  • 3) Определить ортостатическую пробу (уд/мин), одномоментную функциональную пробу с приседанием (%) по пробе Руфье в апреле и в ноябре 2016г.
  • 4) Определить задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи) в апреле и в ноябре 2016г.
  • 5) Провести анализ полученных результатов, оценить изменения полученных данных в динамике.

Актуальность: Одной из основных задач физического воспитания в вузе является повышение уровня физической подготовленности студентов. Для большинства обучающихся занятия физической культурой представляют собой не только основную, но часто и единственную форму их физического совершенствования. Поэтому занятию, направленному на повышение физической подготовленности, а также соответствующему контролю, должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на учебных занятиях по физической культуре в вузе.

Теоретическая часть

Одним из определяющих элементов системы физического воспитания в студенческой среде должна стать исследовательская программа, позволяющая посредством тестирования объективно оценивать уровень физической подготовленности занимающихся, осуществлять планомерную подготовку повышения степени их функциональной подготовленности, вести наблюдения за динамикой физического развития.

Функциональная подготовленность .

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

  • Ш Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
  • Ш Многие люди в занятиях физическими упражнениями предпочитают спортивные игры, отличающиеся большей эмоциональностью. Среди спортивных игр особое место занимает бадминтон. При игре в бадминтон даже новичок очень быстро достигает темпа, необходимого для улучшения «кондиции». Темп имеет большое значение в улучшении функционального состояния. Чем выше темп, тем лучше тренировочный эффект. Однако нетренированный человек должен в течение первых недель тренировки выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая его постепенно.
  • Ш Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20% ниже, чем максимальный.

Функциональная подготовка - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Кудашова Л.Р., 2001).

Наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» применительно к спорту отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (В.С. Мищенко, 1990). Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым (1984). При этом функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного результата, с учетом конкретного вида физических нагрузок и этапа подготовки занимающегося. Учитывая, что структуру деятельности и ее реализацию определяют морфофункциональные особенности организма занимающегося, совершенно очевидно, что в соответствии с компонентами деятельности, следует рассматривать и компоненты функциональной подготовленности к этой деятельности.

Для оценки уровня психической подготовленности необходимо исследовать как минимум три группы характеристик -- психическое состояние в данный момент (напряженность и др. признаки), профессионально значимые для конкретного вида физических упражнений психические качества (восприятия, внимания, прогнозирования и реализации действий, быстроты и точности реакций и др.), а также психическую работоспособность. Учитывая, что корковые процессы являются управляющим и организующим компонентом спортивной деятельности, необходимо исследовать основные нейродинамические характеристики -- возбудимость, подвижность, устойчивость и др. При этом важную роль играет оценка напряженности и стабильности вегетативной регуляции, дающей представление об эмоциональной напряженности организма. В исследовании энергетического компонента функциональной подготовленности основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности организма. Исследование двигательного компонента функциональной подготовленности, являющегося объектом педагогов и тренеров, предусматривает изучение и оценку профессионально значимых физических качеств (силы, скорости, ловкости, гибкости и др.) результатов выполнения контрольных (стандартных) упражнений, а в спортивных играх, кроме того, игровой двигательной активности. Из приведенной схемы вытекает: нельзя судить о функциональной подготовленности занимающегося, изучая и оценивая лишь один из составляющих ее компонентов.

Нельзя изучая «глобальные» характеристики работоспособности, выносливости, энергетической мощности или емкости, давать рекомендации по управлению подготовкой и прогнозами результатов на основании всего лишь определения содержания молочной кислоты в крови, взятой из пальца, или на основании лишь данных психологических тестов или опросников. Исходя из представлений о функциональной системе П.К. Анохина, для оценки функциональной подготовленности занимающегося значение имеют не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Это правило необходимо помнить и при планировании тренировочных нагрузок для начинающих заниматься спортом, и при исследованиях в большом спорте, при планировании и коррекции объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов, которые подошли к пределу возможностей человека.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы методологии тестирования отдельных компонентов функциональной подготовленности, оценки их взаимодействия и поиска интегральных характеристик эффективности адаптации организма к большим и околопредельным тренировочным и соревновательным нагрузкам. Уровень функционирования отдельных компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, повышаясь уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в процессе выполнения соревновательной нагрузки, а в условиях относительного покоя он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме. Однако по характеру и интенсивности функционирования отдельных компонентов в этих различных условиях можно лишь приблизительно судить о функциональных резервах, т. е. о подготовленности каждого компонента. Это обусловлено в одних случаях невозможностью измерения большинства физиологических функций и нестабильным характером нагрузок (в силу множества причин), а в других случаях (в условиях покоя) -- их отсутствием.

Исследования, проводимые до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, по тем же причинам не обеспечивают достаточную информативность физиологических характеристик. В связи с этим в практике физиологии и психологии труда и спорта широко используется принцип экспериментального тестирования функциональной подготовленности. Испытуемый выполняет строго дозированную (стандартную) профессионально значимую психическую или физическую нагрузки. Достаточно доступные измерения качества выполнения этих нагрузок и физиологических реакций позволяют косвенно, но достаточно объективно характеризовать уровень подготовленности исследуемого. При выборе стандартных тестовых нагрузок должны соблюдаться ряд требований: строгая дозировка и точность измерения её параметров, адекватность измеряемым функциональным свойствам и качествам, простота структуры тестовой нагрузки, не требующей специального обучения, портативность и надежность технического оборудования, удовлетворяющие полевым условиям обследования занимающихся физической подготовкой. По структуре выполнения различают две группы стандартных нагрузок - психические и физические.

В процессе выполнения этих нагрузок производится регистрация разнообразных физиологических функций - электрокардиограммы, артериального давления, легочной вентиляции и других. Среди важнейших критериев уровня физиологического компонента функциональной подготовленности человека к выполнению физических нагрузок следует отметить:

скорость перестройки деятельности отдельных органов и систем организма от уровня покоя на оптимальный рабочий уровень и скорость обратного перехода к уровню покоя, что характеризует хорошую приспособленность организма к физическим нагрузкам;

длительность удержания рабочих сдвигов различных функций на оптимальном уровне, что определяет адаптацию к работе постоянной мощности;

величину функциональных сдвигов при одинаковой работе, по которой можно оценивать уровень подготовленности занимающегося по более экономному выполнению нагрузки;

соответствие перестроек вегетативных функций переменному характеру работы, что характеризует адаптацию к работе переменной мощности;

прямо пропорциональную зависимость между уровнем потребления кислорода, ЧСС, минутного объема дыхания, кровообращения и мощностью работы, которая позволяет использовать различные нагрузочные тесты с регистрацией данных показателей для оценки работоспособности организма.

На основании сопоставления и анализа показателей физиологических реакций и качества выполнения тестовой нагрузки производится оценка и прогнозирование возможностей каждого из четырех компонентов функциональной подготовленности спортсмена. Управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующих резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.

Подходы и методы к оценке функциональной подготовленности. Функциональную подготовленность оценивают как высокую, среднюю или низкую по уровню психических, физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции не только в одном тренировочном занятии, но и на различных этапах подготовки. Контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим: двигательному (физические качества, определяющие и лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление, тактическое мышление, волевые качества и др.).

Интегративным показателем функциональной подготовленности спортсмена является физическая работоспособность. Этот показатель является необходимым и информативным в углубленном комплексном обследовании (В.Н. Шамардин, В.Г. Савченко, 1997). Это объясняется тем, что у подготовленных лиц отмечается прямая зависимость технико-тактического мастерства (объёма и качества технико-тактических действий) от уровня физической работоспособности. В настоящее время контроль физической работоспособности осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В.Л. Карпман и др., 1974; И. В. Аулик, 1979). В то же время известно, что физическая работоспособность зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее (В.С. Мищенко, 1980, 1990; С.Н. Кучкин, 1986; В.Н. Артамонов, 1989). Отмечается, что работоспособность всегда обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма, на ее уровень влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста занимающегося и др. (И.А. Алешков, А.М. Невмянов, 1978; В.С. Фомин, 1984; Ю.В. Верхошанский, 1988).

При организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные показатели имеют ведущее значение для обеспечения высокой физической работоспособности на различных этапах подготовки занимающихся разной спортивной специализации. Основными структурными элементами физической работоспособности как многофакторной системы являются индивидуальная предельная мощность деятельности физиологических функций, экономичность расходования энергетических и функциональных резервов организма, рабочий диапазон эффективной деятельности физиологических функций и скорость протекания обменных процессов (В.С. Мищенко, 1980).

В ходе длительной подготовки занимающегося повышение уровня специальной работоспособности характеризуется линейной связью со спортивным результатом. Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции. Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние на повышение результата лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста. Для других показателей типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства, и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает ускоренный прирост и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе высшего мастерства. Наконец, часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю.В. Верхошанский, 1988; С. Н. Кучкин, 1999). Работоспособность - это способность человека эффективно выполнять деятельность (в заданных параметрах времени и конкретных условиях), сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме. Работоспособность определяется с помощью прямых и косвенных показателей.

физический культура адаптация организм

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.

2. Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман,1999).

Физическое совершенство

Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей [Ашмарин Б.М., 1988].

Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.

К показателям физического совершенства относятся:

  • уровень здоровья;
  • физическая подготовленность;
  • пропорциональное телосложение;
  • рациональная техника;
  • физкультурная образованность;
  • творческое долголетие.

Спорт

– вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.

Его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт».

В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.

Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».

В спорте как части физической культуры человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межличностных отношений. Спорт - это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Доброго времени суток!

Когда мне рассказывают о том, что упражнений с собственным весом (и воркаута) недостаточно для того, чтобы привести себя в отличную форму ввиду их ограниченного набора, мне невольно хочется улыбаться.

Помимо того, что вы можете придумать огромное число вариантов базовых упражнений и комбинаций, существует ещё целый ряд факторов, изменяя которые вы можете давать себе дополнительную нагрузку и адаптировать свои тренировки под ваши задачи. И сегодня речь пойдет как раз об одном из таких факторов, а именно о темпе выполнения упражнений !


Темп

Понятие темпа относится к скорости выполнения упражнения, при этом само упражнение чаще всего разделяется на 3 или 4 фазы (в зависимости от того, включают начальную позицию или нет):

* начальная позиция
* позитивная фаза (мышца сокращается)
* конечная позиция
* негативная фаза (мышца распрямляется)

Например темп 0-1-0-3 будет означать, что вы сокращаете мышцы за 1 секунду (взрывная сила), делаете 0 секунд задержки в конечной точке, разгибаете мышцы за 3 секунды (медленно) и даете 0 секунд отдыха перед следующим повторением в подходе.

Одно и тоже упражнение может быть абсолютно разным по сложности, если изменять его темп выполнения, но как понять, с какой скоростью нужно делать?

Выбор темпа

Во-первых , все зависит, от ваших целей. Если ваша задача - выполнить большое количество повторений или сжечь лишние калории, то вы должны делать выбор в пользу быстрой скорости. Чем меньше вы даете себе времени на выполнение упражнения, тем больше тренируете взрывную силу. Так же чаще всего во взрывном темпе тренируют не простые варианты отжиманий, а плиометрический, там где есть элементы отталкивания от земли, хлопки, выпрыгивания и так далее. Чтобы максимально включить в работу быстрые волокна мышц. Если же ваша цель - нарастить мышцы, то темп выполнения упражнений должен быть медленнее и время выполнения негативной фазы должно быть больше, чем время выполнения позитивной (например позитивная 2 секунды, значит негативная - 4). Чем дольше ваши мышцы находятся под нагрузкой, тем более эффективным становится упражнение!

Во-вторых , скорость выполнения упражнения зависит от вашего уровня подготовки и от того, насколько правильна ваша техника выполнения. Нет смысла делать быстро и криво (используя инерцию или извиваясь), потому что такой способ не даст вам желаемого результата, а может только привести к травмам. Так что первым делом вам необходимо научиться правильной технике и обрести уверенность в выполняемых движениях, а уже потом можно думать о том, чтобы изменять темп выполнения

В-третьих , следует так же учитывать с каким темпом вы привыкли тренироваться. Я уже неоднократно говорил о том, что с течением времени ваш организм привыкает к нагрузке, которую вы ему даёте и учится выполнять её с минимальными усилиями. Это хорошо для организма, но плохо для достижения ваших целей. Именно поэтому нужно постоянно время от времени вносить изменения в свои тренировки! Если вы привыкли тренироваться в медленном темпе, попробуйте в среднем или быстро и наоборот, или попробуйте добавить паузу в конечной позиции упражнения и т.д. Экспериментируйте и не давайте вашему организму адаптироваться!

Быстрый и медленный темп

Также может стоить отметить что быстрый темп или даже взрывной темп выполнения может быть очень сложным в плане правильного технического исполнения и ограничением может выступать не только возможности мышц, но и нервной системы (яркий пример - игра на музыкальных инструментах или в игровых видах спорта обманные маневры, которые легко разложить на движения, но трудно выполнить быстро и технически правильно). А медленный темп наоборот способствует тренировки выносливости, в том числе и нервной системы, которой приходится передавать нервный импульс постоянной силы мышцам в течении долго времени. И соответственно для полноценного развития (а может и для преодоления тренировочного плато), изменение темпа выполнения упражнений будет сказываться положительно.

У сверхмедленных повторений много преимуществ, которые делают их эффективным методом наращивания массы мышц. Этот метод минимизирует момент силы, что­бы максимизировать силу, прилагаемую к трени­руемой мышце. Это поможет сформировать связь между мозгом и мышцей, поскольку медленное движение заставляет сконцентрироваться на со­кращении мышцы. Усталость постепенно накапли­вается во всех мышечных волокнах, участвующих в движении, что снижает риск травмы при неправильном выполнении упражнения. Кроме того уменьшается нагрузка на суставы.

Проблема эго

Очень часто многие (особенно новички) отказываются от медленного темпа, потому что слишком волнуются по поводу того, что подумают о них окружающие.

К примеру, они могут сделать 5 подтягиваний за 30 секунд, медленно поднимаясь и медленно опускаясь, а могут сделать 20-25 подтягиваний за тоже самое время в максимальном темпе. Несомненно, что на тех, кто смотрит со стороны, гораздо большее впечатление произведет второй вариант. Но ведь мы приходим на площадку не для того, чтобы поразить кого-то своей тренировкой, верно? Мы приходим для того чтобы заниматься, для того чтобы становиться более здоровыми, сильными и красивыми! Поэтому, когда мы тренируемся, мы должны думать только своей тренировке и своих целях и делать только то, что будет приближать нас к желаемому результату!

http://s2.ipicture.ru/uploads/20131105/NCqDzB4N.jpg Доброго времени суток! Когда мне рассказывают о том, что упражнений с собственным весом (и воркаута) недостаточно для того, чтобы привести себя в отличную форму ввиду их ограниченного набора, мне невольно хочется улыбаться. Помимо того, что вы можете придумать огромное число вариантов базовых упражнений и комбинаций, существует ещё целый ряд факторов, изменяя которые вы можете давать себе дополнительную нагрузку и адаптировать свои тренировки под ваши задачи. И сегодня речь пойдет как раз об одном из таких факторов, а именно о темпе выполнения упражнений!

Темп

Понятие темпа относится к скорости выполнения упражнения, при этом само упражнение чаще всего разделяется на 3 или 4 фазы (в зависимости от того, включают начальную позицию или нет): * начальная позиция * позитивная фаза (мышца сокращается) * конечная позиция * негативная фаза (мышца распрямляется) Например темп 0-1-0-3 будет означать, что вы сокращаете мышцы за 1 секунду (взрывная сила), делаете 0 секунд задержки в конечной точке, разгибаете мышцы за 3 секунды (медленно) и даете 0 секунд отдыха перед следующим повторением в подходе. Одно и тоже упражнение может быть абсолютно разным по сложности, если изменять его темп выполнения, но как понять, с какой скоростью нужно делать?

Выбор темпа

Во-первых, все зависит, от ваших целей. Если ваша задача - выполнить большое количество повторений или сжечь лишние калории, то вы должны делать выбор в пользу быстрой скорости. Чем меньше вы даете себе времени на выполнение упражнения, тем больше тренируете взрывную силу. Так же чаще всего во взрывном темпе тренируют не простые варианты отжиманий, а плиометрический, там где есть элементы отталкивания от земли, хлопки, выпрыгивания и так далее. Чтобы максимально включить в работу быстрые волокна мышц. Если же ваша цель - нарастить мышцы, то темп выполнения упражнений должен быть медленнее и время выполнения негативной фазы должно быть больше, чем время выполнения позитивной (например позитивная 2 секунды, значит негативная - 4). Чем дольше ваши мышцы находятся под нагрузкой, тем более эффективным становится упражнение! Во-вторых, скорость выполнения упражнения зависит от вашего уровня подготовки и от того, насколько правильна ваша техника выполнения. Нет смысла делать быстро и криво (используя инерцию или извиваясь), потому что такой способ не даст вам желаемого результата, а может только привести к травмам. Так что первым делом вам необходимо научиться правильной технике и обрести уверенность в выполняемых движениях, а уже потом можно думать о том, чтобы изменять темп выполнения В-третьих, следует так же учитывать с каким темпом вы привыкли тренироваться. Я уже неоднократно говорил о том, что с течением времени ваш организм привыкает к нагрузке, которую вы ему даёте и учится выполнять её с минимальными усилиями. Это хорошо для организма, но плохо для достижения ваших целей. Именно поэтому нужно постоянно время от времени вносить изменения в свои тренировки! Если вы привыкли тренироваться в медленном темпе, попробуйте в среднем или быстро и наоборот, или попробуйте добавить паузу в конечной позиции упражнения и т.д. Экспериментируйте и не давайте вашему организму адаптироваться!

Быстрый и медленный темп

(Добавил ogrudko) Также может стоить отметить что быстрый темп или даже взрывной темп выполнения может быть очень сложным в плане правильного технического исполнения и ограничением может выступать не только возможности мышц, но и нервной системы (яркий пример - игра на музыкальных инструментах или в игровых видах спорта обманные маневры, которые легко разложить на движения, но трудно выполнить быстро и технически правильно). А медленный темп наоборот способствует тренировки выносливости, в том числе и нервной системы, которой приходится передавать нервный импульс постоянной силы мышцам в течении долго времени. И соответственно для полноценного развития (а может и для преодоления тренировочного плато), изменение темпа выполнения упражнений будет сказываться положительно. У сверхмедленных повторений много преимуществ, которые делают их эффективным методом наращивания массы мышц. Этот метод минимизирует момент силы, что­бы максимизировать силу, прилагаемую к трени­руемой мышце. Это поможет сформировать связь между мозгом и мышцей, поскольку медленное движение заставляет сконцентрироваться на со­кращении мышцы. Усталость постепенно накапли­вается во всех мышечных волокнах, участвующих в движении, что снижает риск травмы при неправильном выполнении упражнения. Кроме того уменьшается нагрузка на суставы.

Проблема эго

Очень часто многие (особенно новички) отказываются от медленного темпа, потому что слишком волнуются по поводу того, что подумают о них окружающие. К примеру, они могут сделать 5 подтягиваний за 30 секунд, медленно поднимаясь и медленно опускаясь, а могут сделать 20-25 подтягиваний за тоже самое время в максимальном темпе. Несомненно, что на тех, кто смотрит со стороны, гораздо большее впечатление произведет второй вариант. Но ведь мы приходим на площадку не для того, чтобы поразить кого-то своей тренировкой, верно? Мы приходим для того чтобы заниматься, для того чтобы становиться более здоровыми, сильными и красивыми! Поэтому, когда мы тренируемся, мы должны думать только своей тренировке и своих целях и делать только то, что будет приближать нас к желаемому результату! 100 дневный воркаут - Содержание

Темп - это скорость выполнения того или иного упражнения. Темп складывается из четырёх значений, которые неразрывно связаны друг с другом и, в конечно итоге, образуют повтор упражнения.

Давайте рассмотрим из чего же именно складывается темп. Темп принято обозначать четырьмя цифрами, к примеру 2/0/4/1 . Первая цифра обозначает скорость поднятия веса , вторая цифра - паузу в верхней точке , третья - скорость опускания веса и четвёртая - пауза в нижней точке упражнения . Естественно, единица измерения - секунда.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим понятия темпа на примере упражнения сгибание на бицепс. Темп выполнения этого упражнения 2/0/4/0 : цифра 2 - это скорость с которой вы поднимаете штангу, 0 говорит нам о том, что мы не делаем паузу в верхней точке упражнения, цифра 4 - это та скорость, с которой мы опускаем штангу в стартовую позицию, и последняя цифра 0 даёт нам знать что и в нижней точке делать паузу не нужно.

Почему это важно?

Почему важно знать темп и зачем его использовать? Дело в том, что темп даёт очень серьёзный эффект на то как мускулы будут реагировать на полученную нагрузку. Наше тело содержит механорецепторы (окончания чувствительных нервных волокон, реагирующие на механическое давление или иную деформацию, действующую извне, или возникающие во внутренних органах) в суставах, связках, сухожилиях и мышцах, которые дают реакцию на скорость движения во время выполнения действия, в нашем случае - упражнения. Сила мышечного сокращения не так сильно важна как скорость выполнения упражнения. Другими словами, выбор правильного темпа - важнее чем выбор правильного рабочего веса.

Выбираем правильный темп:

Для тренировки силы

Если вашей целью является тренировка силы, то вам необходимо использовать быстрый темп, как 1/0/2/0 . Используйте преимущество, называемое «эффект растяжения», который является естественной реакцией мышц и соединительный тканей сжиматься в сокращённое состояние после того как они были растянуты.

Благодаря тому что в верхней точке упражнения (между подниманием веса и его опусканием) отсутствует пауза, тело адаптируется преимущественно на нервно-мышечный уровень, то есть в среде соединительных тканей, которые являются противоположностью мышечным. Конечно, если вы используете большие веса, то вам не стоит делать слишком быстрые движения, но вашей целью всегда должно быть старание выполнить упражнение как можно быстрее.

Для роста мышечной массы

Для того чтобы нарастить мышечную массу лучше использовать медленный темп, к примеру 2/0/4/1 . Где, как вы видите самым длинным этапом является опускание веса в стартовую позицию, не секрет, что именно данный этап отвечает за дальнейший рост мышечной массы. Дело в том, что чем дольше вы опускаете вес, тем больше образуется микроскопических трещин в ваших мышечных тканях, которые в свою очередь будут является причиной роста мышц, который происходит в период восстановления.

Небольшая секундная пауза в нижней точке упражнения позволит соединительным тканям расслабиться, что разрушит эффект «растяжения», и таким образом вся нагрузка будет возложена на мышечные ткани.

Для уменьшения лишнего веса

Идеальным темпом для тех, кто стремиться уменьшить лишний вес, является тем 3/1/1/0 . Благодаря такому темпу максимально увеличиваться расход энергии и, вследствие чего образуется его недостаток, который будет являться причиной сжигания калорий в течение72 часов после тренировки. Как вы видите самым долгим этапом является момент поднимания веса.

Именно в этот момент максимально увеличивается напряжение в мышцах, которое как раз и задействует большое количество энергии, которое позже будет компенсировано за счёт жировых отложений на вашем теле. Опускание веса должно быть достаточно быстрым, что будет способствовать росту силы, которая позволит вам увеличить рабочий вес более быстро.